Найти в Дзене
О Жизни и об Истории

О колеблемом Западе и неподвижной России / Читая Цымбурского

Продолжаю читать и анализировать – начало см.: «Почитание святых Бориса и Глеба как пример нашего культурного тождества с Европой», «Главная ошибка евразийцев, или о безальтернативности возобновления контактов с Западом в сфере науки» – работу выдающегося российского мыслителя – в который раз повторю: недооцененного и аналитики которого нам сейчас так не хватает – Вадима Цымбурского: «Две Евразии: омонимия как ключ к идеологии раннего евразийства».

Коллаж автора. Изображение и фото из открытых источников.
Коллаж автора. Изображение и фото из открытых источников.

Вадим Леонидович приводит цитату из так называемого Катехизиса евразийцев, в 1926 году опубликованного: «”Цветная опасность” направлена не на Россию и угрожает Европе совсем на других путях.

Она уже колеблет колониальные империи европейских держав, оставляя Россию — Евразию как неподвижный центр, вокруг которого закипает борьба и на который как будто склонны опереться своим тылом неевропейские культуры...

В случае возможной борьбы Азии с Европой нам благоразумнее предпочесть наше евразийское самодавление превращению равнин Евразии в поле сражения».

Ничего не напоминает? Лично мне в предрассветных сумерках тотчас: ставшая кошмаром для многих немок новогодняя ночь в Кельне накануне 2016 года, равно как и в ряде других городов Германии, с «роскошнейшей» и последовавшей после пресс-конференцией мэра помянутого города Генриетты Рекер; ставшие едва ли не привычными эксцессы во Франции, с мигрантами связанные; и еще Риши Сунак – в кресле британского премьера, а Садик Хан – мэра Лондона.

Все эти внешне никак вообще несвязанные события имеют под собой общее основание: созданные романо-германским миром в Новое время колониальные империи, с чудовищной жесткостью угнетавшие покоренные ими народы. Теперь бумеранг возвращается. Минуя Россию

Хотя и она была колониальной империей и не стоит ее идеализировать. Ибо любая империя создается только железом и кровью и никак иначе. Мирных империй не бывает. Подобное словосочетание даже звучит донельзя глупо. Но.

При всех эксцессах колониализма – а они были – все же Петербург именно интегрировал покоренные народы, нежели угнетали их. Поэтому на современном этапе Россия, как справедливо писали – предрекали? – евразийцы, остается неподвижным центром, вокруг которого закипает борьба.

Да, почему Российская империя оказалась менее жесткой нежели романо-германские поговорим в следующий раз.

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал

Игорь Ходаков