Книга "De fiminis" была жестко раскритикована в сети - сборник называли скучным, вторичным, утомительным, предсказуемым, посредственным... - я была просто обязана его прочитать, чтобы посмотреть, насколько мое мнение совпадет с общественным.
Можете рассказать мне, как вы рожали?
То, что талантливый писатель решил создать сборник рассказов о женщинах, казалось бы, неудивительно.
Написать книгу о женщинах - это актуальная современная повестка и большая возможность хайпа. Разозлить феминистически настроенную часть общества - хороший разгон внимания к книге. Получить одобрение феминисток и сцепиться с махровыми консерваторами-защитниками патриархальных ценностей - в общем, тоже вариант, хотя и более опасный. Но в любом случае, писать о женщинах - которых в России сто тысяч миллиардов и которые являются подавляющей целевой аудиторией книжных - дело с точки зрения маркетинга грамотное.
Плюс, люди искусства нередко стремятся исследовать и проживать то, что им недоступно. В конце концов, спросил же Сорокин в свое время у Собчак про ее роды, обосновывая это так: "Ну, просто, это единственное, чему я в жизни завидую… Так как я не рожден женщиной, я никогда не смогу этого испытать. Это моя судьба как мужчины". Про роды, впрочем, рассказа нет. Зато есть про менструации, насилие и долгожданную потерю девственности.
Как мне показалось, задеть этими "женскими" рассказами или шокировать кого-либо сложно.
Если заменить главных героинь на главных героев кардинальных, существенных изменений не произойдет. По большому счету, Сорокин пишет просто о людях - зависимых от других людей. Это книга не о "женской доле" или о пресловуто-стереотипном "женском счастье", что делает ей честь. Но это и не книга о том, что женщины - другой вид. Что вообще-то тоже хорошо.
А о чем книга?
Обо всем по чуть-чуть. О том, как детская травма отпечатывается на всю жизнь и отражается в искусстве, о том, как даже самые талантливые люди зависимы от власти, о том, что самый жестокий человек хочет любви, о том, что мы иногда стыдимся своих родных, о том, что порой мы осознаем свою неспособность создать нечто великое, и много еще о чем.
Если честно, это довольно банальные истории, к которым автор подходит с долей привычного, Сорокинского безумия. Есть рассказы откровенно пошлые - пошлые ради пошлости. Во всех рассказах прослеживается явная и непрекращающаяся авторская ирония.
Разочарование от книги?
Нет, лично я разочарована не была.
Слог Владимира Сорокина прекрасен. Рассказы читаются легко, мозг с наслаждением скользит по строчкам, вы получаете огромное эстетическое удовольствие от того, КАК это написано. Язык "De feminis" действительно красив.
Сюжеты - хоть и относительно предсказуемые - тоже читаются с увлечением.
Существенным минусом можно назвать соотношение цены и толщины книги. Я прочитала De feminis за два вечера. Если бы в те вечера у меня было больше работы, прочитала бы за пять вечеров - максимум.
И как бы ни было неправильно судить книгу по обложке, качество книги объективно низкое. Мне достался экземпляр с тонкой коричневой бумагой - давно не читала таких изданий. Была удивлена.
Классные находки Сорокина
Здесь не обойтись без спойлеров. Если вы не любите знать сюжетные ходы заранее - не читайте этот кусок статьи:)
Рассказ "Сугроб" мне понравился больше всего, хотя он банальнее всех рассказов сборника. По большому счету, он о любви студентки из Советского Союза и американца. Ничего интересного, казалось бы, но Сорокин очень изящно, очень литературно вплетает в рассказ синдром токсического шока.
Мне понравилась двойственность всего происходящего. Каждый поступок - одновременно и зло, и добро. Влюбленный молодой человек считает, что упрощает жизнь своей девушке, а на самом деле, убивает ее. Русский уголовник насилует немку-нацистку, уверенный, что унижает ее и удовлетворяет исключительно себя. Но этот акт по сути является кульминацией всей жизни героини и великим для нее счастьем. В этот же рассказ, кстати, замечательно вплетен детский мир - немка, находясь в отчаянии, что никогда не лишится девственности, всерьез полагается на заклинательные силы детского стишка для перехода в "по-настоящему взрослую" жизнь. Ребенок, увидевший насилие, казалось бы, должен быть на всю жизнь травмирован - и отчасти травмирован, но эта травма принесла человеку славу и огромные заработки.
Совершенно не феминистические рассказы De feminis
Рассказы не феминистические совсем. По сути все женщины рассказов "De feminis" чрезвычайно зависимы от мужчин. Валерия из "Гамбита вепря" зависима от сильного мира сего мужчины - и его дубинки (нет, это не эвфемизм, как ни странно). Виктория из "Золотого ХХХ" зависима от Толстого, например, - ну и в целом считает, что для того, чтобы ее творчество сохранилось в веках, нужно быть мужчиной.
Если вам было интересно читать мою рецензию, пожалуйста, не постесняйтесь поставить лайк - это очень важно для любого автора, получать позитивную обратную связь, чтобы не сдаться:) Подписывайтесь на канал! И, конечно, поделитесь СВОИМ мнением относительно творчества Сорокина в комментариях:)