Цепочка передачи активов петербургского завода Nissan — сначала от японцев институту НАМИ, а от института «АвтоВАЗу» — завершилась. «АвтоВАЗ» получил 99%, у НАМИ остался 1%, за Nissan сохранилось право выкупа обратно. Планы на завод «АвтоВАЗ» уже озвучил: десять тысяч автомобилей в этом году при мощности предприятия в 100 тысяч штук.
Официального анонса не было, но пресс-служба «АвтоВАЗа» обмолвилась, что будут новые модели под брендом Lada в сегментах С и D. Другими словами, седаны и кроссоверы, которые по размерам будут крупнее нынешних моделей Lada. Что-то вроде Hyundai Elantra, Kia Sportage или Kia Sorento. Продолжает автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Из разговоров с [президентом «АвтоВАЗа»] Максимом Соколовым [ясно], что в этом году стартуют производство и крупноузловая сборка двух или трех моделей некоего бренда от нашего восточного партнера. Неизвестен восточный партнер, не называется он. Предварительно известно, что это будут седаны классов C и D и какие-то два, видимо, кроссовера. Не знаю, что это за партнер, и не пытаюсь даже узнать, даже не знаю, под каким брендом. Разговаривал с президентом «АвтоВАЗа»: может быть, это будет бренд Lada, а может быть, какой-то другой российский бренд. Все-таки надо как-то разделять бюджетные машины и машины более высокого класса. А то, что будет производиться в Питере, это точно будут машины более высокого класса».
Из кулуарных разговоров автоэкспертов с представителями «АвтоВАЗа» известно, что под восточными партнерами, как нетрудно догадаться, понимаются китайские. При этом «АвтоВАЗ» выдвигает несколько условий: это и передача технической документации, и возможность локализации производства — не просто на уровне крупно- или мелкоузловой сборки, но и вплоть до сварки и окраски кузовов, — и потенциальная возможность модернизации и даже унификации с автомобилями Lada, хотя бы отдельных узлов. К примеру, генераторов или автоматических коробок для снижения себестоимости производства.
Параллельно на заводе в Тольятти вот-вот с конвейера начнут сходить новые Lada Vesta — впервые с августа прошлого года. Сейчас там заканчивается последняя отладка сборочной линии. Здесь тоже есть параллели с Nissan. Не секрет, что в свое время Lada Vesta была прямым конкурентом Nissan Almera: во многом модели были копиями друг друга — по части двигателя, интерьера, формы кузова. Параллели угадывались везде. Новая версия Lada, во всяком случае, будет не хуже, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Машина уже собирается. Поштучно, в тестовом режиме эти машины в продажу не поступают. Они поступают либо во внутризаводское пользование, либо для проведения испытаний, либо разбираются обратно. Можно сказать, что идет тренинг сотрудников, тренинг сборщиков и так далее. Товарные машины пойдут в марте. Основная ставка, конечно, делается на машины с 16-клапанными моторами: где-то в апреле, может быть, в мае. А до этого будет собираться Vesta с нынешним восьмиклапанным мотором, с тем, который стоит на Granta: 90 лошадиных сил. Изначально в этих автомобилях будут фронтальные подушки безопасности, ABS. Система стабилизации появится позже. Полная комплектация с системой стабилизации и с огромным дисплеем мультимедийной системы, я думаю, будет ближе к концу года».
Если продолжить разговор о тесных связях с японцами, нельзя не вспомнить о бюджетной модели Datsun. Nissan выпускал ее для российского рынка в двух версиях: одна была на базе Lada Kalina, другая — на базе Granta. Собственно, Datsun и был улучшенной Kalina, а уже потом на базе той Kalina появилась Granta. Datsun отличался внешним декором и деталями в интерьере — в теории его можно выпускать и сейчас. Только делать этого не будут. И дело не только в правах, которые остались у Nissan. Просто принцип «сделать по характеристикам то же самое, поставить иностранный шильдик и повысить прайс» уже неактуален. Как выразился один из собеседников Business FM, продажа «флера иномарки» больше не работает.