Депутаты Государственной Думы последнее время включили способности своей фантазии на полную катушку. Какие только предложения от них не поступают... И предложение о введении бронирования даты и времени для выезда на автомобиле за границу, и предложение об отмене преподавания в школах английского языка, и предложение о возвращении красного знамени в качестве государственного символа, и предложение о конфискации имущества, и предложение о лишении гражданства за определённую политическую позицию, и многое другое. Складывается ощущение, что так правом законодательной инициативы российские да и мировые парламентарии ещё не пользовались никогда (Как в "Одесских рассказах" И. Бабеля говорил Беня Крик: "Таких похорон Одесса ещё не видела, а мир и не увидит!"). Так и здесь кажется, что такого наплыва идей Россия не видела, а мир и никогда не увидит, потому что российских депутатов подбирают по особому, остаточному, принципу.
У российских журналистов уже, как у собаки Павлова, выработался условный рефлекс: если очередной депутат допускает одиозное заявление, предлагает очередную ограничительную меру, то они сразу, недолго думая, звонят сенатору Андрею Клишасу, который зачастую стремится развеять все опасения относительно инициативы, поступившей в комитеты ГД от парламентариев. Когда кто-нибудь призывает жестоко расправляться с "предателями", никто, кроме А. Клишаса, и не отреагирует должным образом. А Клишас тут же успокоит общество фразой: "Не обращайте внимания. Поток сознания". В принципе, таким вот образом сенатор разряжает обстановку в обществе. Клишас играет роль "доброго полицейского", который, конечно, тоже из той команды, команды депутатов, партии, чиновников, президента, но всё же ведёт себя несколько по-иному, более гуманно. По крайней мере, Клишас публично обращается к тексту Конституции РФ, что в наше время делает далеко не каждый (О несоблюдении Конституции я писал в статье "Мартышка и Конституция": ссылка). В этом смысле Клишас радикально отличается от всех прочих чиновников, которые, имея в Конституции 13-ую статью, гласящую: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной", умудряются с серьёзными лицами обсуждать, какую идеологию лучше нам принять, а некоторые даже предполагают, что идеологию, пока не разработанную, Россия сможет ещё и экспортировать. Видимо, те, кто так рассуждают, просто в глаза не видели российскую Конституцию. Возвращаясь к фигуре Клишаса, можно сказать, что он то точно видел Конституцию и вроде как даже знает, что там прописано, поэтому так часто апеллирует к ней. Охотно верю.
Всё-таки роль Андрея Клишаса невозможно переоценить в современной России. Кто-то же должен обращаться к закону, отвергать радикальные предложения и говорить напрямую, что некоторые из предложений, как, например, предложение о запрете упоминания в СМИ имён уехавших из России артистов, мягко говоря, несостоятельны. Действительно, находясь в одной стране с экзальтированными депутатами, сенатор А. Клишас иногда умудряется сохранять хладнокровие и рассудительность. В частности, он выступал против блокировки хостинга YouTube, чем также раскрыл себя для общественности с новой стороны. Без сомнений, он достоин за всё за это награды. Имя этой награды должно звучать так "За заслуги перед элементарной адекватностью II степени". И то хлеб...
Предлагаю вашему вниманию другие статьи:
"Верните старую Европу..." - о ностальгии россиян по средневековью
"Мои самые любимые анекдоты о "дорогом Леониде Ильиче"