Найти тему
Катехизис и Катарсис

«То, что называется честью самурая – всего лишь видимость»

Журнал клана Ии: «1630 год. 16 мая. Безоблачно. Особенно жарко в начале дня. 10 утра. Учитель Биносуке наносит визит почетному господину Дои, чтобы преподнести свежую форель из реки Шарокава, которая находится на нашей земле. Больше записей нет. Однако около четырех по полудню, самурай, который когда-то состоял в клане Фукусима из Хиросимы, появился у наших ворот».

Далее речь пойдет о, на мой взгляд, лучшем самурайском фильме всех времен – «Харакири» 1962 года (есть еще версия 2011, и она даже неплоха, но это не то). Далее не будет каких-то серьезных спойлеров, потому что я надеюсь, что смогу кого-то заинтересовать данной заметкой и он(-а) хотя бы откроет описание сюжета в Википедии, хе-хе.

А теперь затравочка картины: к воротам поместья известного и могущественного клана Ии приходит некий Мотомэ Тидзиива, представившийся ронином клана Фукусима. На дворе 1630 год. Последняя крупная война закончилась 15 лет назад. В Японии царит мир, работы для огромного числа самураев нет, вследствие чего они массово становятся нищими и никому не нужными. В итоге, оказавшись без средств к существованию и будучи не в силах выносить позор нищеты, такие ронины нередко просили знатные кланы о месте для проведения харакири, надеясь, однако, что вместо этого им предложат службу или дадут немного денег (что действительно происходило, и клан Ии это практиковал, так как зачастую было проще дать пару медяков очередному нищему ронину, чем тратить время и силы на строго выверенную процедуру).

Но Мотомэ Тидзиива не повезло. От него действительно требуют провести ритуал харакири. В противном случае он будет убит и покроет себя вечным позором. Проблема в том, что мечи Мотомэ оказались бамбуковыми и вспороть себе живот он должен именно одним из них. Мотомэ просит отсрочку на один день, но не получает ее. Ритуал должен быть проведен немедленно. В результате ужасающе болезненной процедуры, Мотомэ все-таки вспарывает себе живот и умирает в страшных мучениях. Через определенное время у ворот клана Ии появляется еще один нищий ронин по имени Хансиро Цугумо и тоже просит о проведении ритуала харакири. Ну а дальше смотрите кино.

Если попросить среднестатистического зрителя назвать какой-нибудь «самурайский» фильм, то почти наверняка вы услышите про «7 самураев» Акиры Куросавы. И это действительно прекрасный фильм, хотя и идет достаточно долго. Кстати, картина шикарная еще и с чисто исторической стороны, начиная от количества самих самураев (кстати, как думаете, почему их именно 7? Можете в комментах погадать. С меня мешок нихуя) и заканчивая боевыми сценами, которые Сугино Ёсио ставил. Более подкованные, может быть, вспомнят «Ран», «Трон в крови», возможно – «Какемуся» или «Сёгуна». Еще весьма вероятен вариант с гайдзинским «Последнем самураем». Все эти картины в той или иной форме затрагивают самурайскую тематику, иногда весьма умело критикуют ее, но все равно демонстрация неоднозначности самурайского сословия и его философии никогда не стояла там на первом месте.

Парадокс этого фильма в том, что будучи одной из величайших самурайских картин, в действительно «Харакири» - стопроцентно антисамурайское кино и скорее социальное высказывание, как о самой «философии» самураев, так и о ее носителях. Во времена, когда в Японии все еще активно наяривали на бусидо и вот это вот все, выпустить работу, которая показывала, так сказать, reverse side of the medal – было сильно. Можно сказать, что в этом вопросе режиссер фильма Масаки Кобаяси был таким анти-Мисимой.

Масаки вообще славился своими антивоенными картинами, которые критиковали кодекс «бусидо», который, по мнению Кобаяси, сыграл печальную роль в развязывании Японией Второй мировой. В январе 1942 года Масаки был призван в армию, где служил в Маньчжурии. Причем будучи убежденным пацифистом Кобаяси не косил от службы в армии, а выражал свой протест весьма оригинальным способом: Масаки отказывался от всех повышений по службе, мотивируя этот отказ протестом против войны и её разрушений и желая разделить все трудности военного времени вместе с простыми солдатами. В итоге всю войну он так и провел в роли рядового.

В общем, писать еще что-то тут особо нечего. Скажу лишь, что это просто великолепное кино, которое должно зайти и любителям «сложных» философских картин, благо вопросы, которые поднимаются в фильме, спокойно переносятся и на дни сегодняшние, и любителям наяривать на японскую эстетику. Товарищи же, которые шарят за японскую средневековую историю точно должны оценить и доспехи великого командира «красных дьяволов» Ии Наомасы, и окончание финальной битвы, весьма символичное в контексте того оружия, которое эту самую битву завершает.

Журнал дома Ии: «Эхо оцепенения прокатилось по всему Эдо. В данном случае было то же самое. Через два дня слово о нашем непоколебимом духе прокатилось по всему городу. В результате на третий день на собрании в замке Эдо, господин Дои восхитился нашим молодым хозяином. 16 мая. 1630 года».

P.S. Кому интересно – залетайте в ТГ-канал, написал там немного про то, почему у Куросавы было именно 7 самураев и чего вообще такого хорошего там по исторической части показано (
https://t.me/amphetamineraccon).