Найти в Дзене

В плену аромата. Глава 1. Семья (рассказ) Т. Авраменко

Ночью Нила проснулась от жажды. Не хотелось вылезать из тёплой постели, но накинув халат, она всё же преодолела лень и пошла на кухню. Достав из холодильника тетропак с вишнёвым соком стала пить жадно, взахлёб, с каждым глотком ощущая, как приятно внутри разливается холодная влага.
Сон отпускал медленно. В голове ещё роились его обрывки. Она их знала и представляла легко. Каждую ночь приходили одни и те же картины. Чужой город, чужие люди, и она среди них на рыночной площади. Всё вокруг непохоже на привычную обстановку. Казалось, попала в другой мир. Громыхали кареты по булыжной мостовой, Женщины в длинных пышных юбках, прикрытых повязанными передниками с корзинками в руках торговались с лавочниками, выбирая товар. Но больше всего её преследовал запах. Это был особый запах, его невозможно было спутать ни с каким другим. Это был запах одеколона. Она чувствовала себя в плену аромата. Во сне ей казалось, можно записать его буквами. Буквы тоже были чужие. Проснувшись, Нила пыталась вспомнить их и не могла.
      Посидев немного на кухне, она  погасила свет и подошла к окну.
Так и есть. Опять этот фонарь то вспыхивал, то через небольшой промежуток угасал и снова загорался. Последнее время Нила плохо спала, и этот фонарь стал для неё немым спутником ночных бдений. «Видимо, с ним тоже что-то неладное, как и со мной, - подумала она. - Но что?»
     Забравшись в постель, Нила уснула не сразу. Ночник прлодолжал гореть. Будильник показывал четыре часа. Часика три можно свободно поспать, если бы не мысли, све_рлившие мозг. О чём может думать женщина, имеющая взрослых детей?  Конечно же, о них, пока ещё не оторвавшихся от родителей, делающих первые самостоятельные шаги. Женьке 26, закончил в университете факультет журналистики, отслужил в армии и работал в фабричной газете. Женитьтся пока не собирается, хотя с девушкой встречается. У дочери всё было проще. Ангелина с детства играла с куклами то в детский садик, то в школу. Выбор профессии был предсказуем. Год назад получила диплом и пошла работать в школу, хотя многие сокурсницы пристроились кто где. Так никто из старшеньких не пошёл в профессию родителей. Нила с супругом Артёмом трудилась на парфюмерной фабрике, некогда славившейся на весь Союз, а теперь, в период дикого капитализма, постепенно приходившей в упадок. Вся надежда на младшего, Серёжку. Правда, ещё маловат, только в восьмом. Ну да время покажет.
      Нила вернулась мыслями к дочери. Барышне 22, а чтобы встречаться с парнем, так серьёзного ничего не было. Пора бы подумать о замужестве. Больше всего страшило Нилу, что дочка останется  без собственной семьи. Все разговоры на эту тему Геля (так по-домашнему семья обращалась к Ангелине) обрывала одной фразой:
- Мама, сейчас никто замуж не торопится. Сначала делают карьеру, а годам к тридцати можно и родить.
- Какая карьера в школе? Выше директора не прыгнешь. И потом, что значит «можно родить»? Без мужа что ли?
- Как говорилось в известном фильме: «Муж на сегодня – не обязательно», - цитировала Геля, не подозревая, какую тревогу поселяет в душе матери.
        Нила приказала себе не думать об этом. Лучше постараться вспомнить приснившийся запах. Если бы удалось создать новый букет! Она так долго ищет его. Новая марка одеколона могла бы спасти фабрику. Директор недавно намекнул, что пора бы главному технологу расстараться. Даже напомнил, что в её обязанности входит создавать новые ароматы. И это было самым обидным, словно она не знает, в чём главная задача технолога. Слава богу, у  Артёма всё ладится. Супруг работал мастером по ремонту технического оборудования.
       Поначалу, когда она пришла на фабрику после техникума ещё незамужней девчонкой, всё получалось как-то само собой. Тогда ещё жив был отец, наставлял, помогал.
- Что за дивчина ходит по цеху? – слышала она за спиной.
- Дочка самого Рикарда Ивановича Фаринова, - с уважением говорили об отце.
        Коллектив лаборатории принял её хорошо. И не потому, что она что-то уже представляла собой, а тоже из уважения к её отцу, ведущему технологу парфюмерной фабрики.
     Незаметно для себя Нила уснула.

                ***
     В семь она уже хлопотала на кухне, готовила завтрак и будила семью.
- Геля, вставай, пока ванная свободна.
- Серёжка, у тебя сегодня контрольная. Не забыл?
- Артём, на завтрак твои любимые блинчики с творогом.
Сына будить не надо было.  Сохранилась армейская привычка, вскакивал по будильнику.
За столом  обычная для утра беседа.
- Ты сегодня во сколько освобождаешься? – интересовался супруг. – Толька Шаронин зовёт посидеть вечерок. Мы с ним пивка попьём, а вы с Юлей поболтаете. Как на это смотришь?
- Никак. Я задержусь. У Акима что-то наклёвывается, будем делать пробы. А ты сам сходи.
- А весь рабочий день чем занимаетесь в лаборатории?
- Работы хватает, чего стоят ежедневные анализы продукта! Одно описание много времени  отнимает.
- Старая песня. Вот так, дети, всегда. Хочу вместе с мамкой куда-нибудь сходить, а у неё разные отмазки.
- Да какие там отмазки! Аким пока не афиширует свой вариант, у меня тоже есть кое-какие соображения. Хотим без лишних глаз и ушей обменяться мнениями. Ты же знаешь, как на фабрике ждут новый продукт!
- И не только на фабрике, мама, - подхватил Серёжка. – В школе тоже. Наша классная спрашивала недавно: «Когда твоя мама порадует нас новым  ароматом?»
- И что ты ей ответил? – насторожилась Нила.
- Сказал: «Как только – так сразу».
- Значит, нагрубил.
- Это я сейчас прикольнулся. А классной сказал: «Скоро, очень даже скоро».
- Ну ты бы не врал так нагло, - заметила Нила.
- Просто я верю в тебя, мамочка. Ну я побежал. Спасибо за блинчики.
И он первым выскочил из-за стола. Артём тоже закончил завтрак.
- Тебя подождать?
- Шагай. Мне к девяти. Прибрать всё на кухне надо. Сама доберусь.
- Папа, подкинь меня к школе. У нас фронтальная проверка. Опаздывать ни в коем случае! – попросила Геля. – Я быстренько.
Когда все ушли, Нила подошла к старшему сыну, взъерошила ему волосы и сказала:
- Ну вот остались мы одни. Давай выкладывай, что стряслось? Почему задумчивый последнее время?
Евгений был её гордостью. Она любила всех своих детей одинаково, но Женька… Слишком тяжело он ей достался.
- В редакции решается вопрос, кого отправят в командировку в Германию освещать Ярмарку парфмерных домов Европы.  Я бы хотел, но претендентов хватает.
- Каковы шансы?
- Один к трём. Заявка на двоих. Условие – один мужчина и одна женщина. Оксане повезло. Она у нас одна, а мужиков трое. Что мне светит поездка – не факт. От кого Люда узнала, без понятия, только вчера закатила истерику. Поедешь, мол, с Оксанкой любовь крутить. И понеслась!
- Ведь тебя ещё не утвердили?
- То-то и оно!
- Знаешь, сын, твоя Люда… В общем, ничего о ней не буду говорить, тебе виднее. Прошу только об одном: не дай сесть себе на голову.
- Мам, это она из ревности.
- Дыма без огня не бывает, сынок. Может, и в самом деле у тебя к Оксане не всё перегорело?
- Мама, ты же меня знаешь. Я на двух стульях не сижу.
- И это правильно, Женечка. Хотя Оксана мне нравилась, - Нила украдкой посмотрела на реакцию сына.
А реакция последовала мгновенно.
- Я же просил! – вспыхнул Женя.
- Это я так, сдуру сболтнула, - оправдывалась Нила.
    Женя и Оксана дружили со школы. Дружеская привязанность переросла в первую любовь. Вместе поступили в университет в соседнем городе. В общежитии жили на разных этажах. 
     К концу первого семестра сложилась своя компания. На вечеринки, которые устраивались по поводу и без, вхожими были только свои. Но однажды кто-то из ребят привёл  старшекурсника Дениса. Женя сразу заметил, гость положил глаз на Оксанку. К его удивлению девушка отвечала на знаки авнимания «чужака». Евгений не  стал выяснять отношения кулаками, предоставил девушке полную свободу. Оксана, обиженная его безразличием, пустилась во все тяжкие. Танцевала исключительно с Денисом, смеялась его шуткам, за столом пересела к нему. Девчонки и парни, заметив такую перемену, молча наблюдали за развитием событий. Наконец, Анатолий, Женькин товариш, не выдержал. Во время очередного медленного танца разбил пару и закружил Оксану в сторонку и зашептал в самое ухо:
- Что ты вытворяешь! Прекрати немедленно, а то…
- А то что? Ударишь? Давай бей! Разве не видишь, ему без разницы.
- Что б ты понимала! Женька – мужик, не распускает себя, держится. Больно смотреть.
Но девушка не пислушалась к совету друга. Когда снова присели к столу, она предложила Денису выпить на брудершафт. Опрокинув рюмку водки, парень сказал:
- Теперь положено поцеловаться.
Он встал и ждал, чтобы Оксана тоже встала с места. Но та растерялась. Такого поворота она не ожидала. Денис, не обращая внимания на ропот возмущённых первокурсников, дёрнул девушку за руку и поставил на ноги, взяв её лицо в свои ладони, поце_ловал в гу_бы. Поцелуй затянулся.
- Ну это вообще ни в какие ворота…
- Вот нахал… У Оксанки крыша поехала… - возмущался народ.
Женька, не говоря ни слова, вышел из комнаты и поднялся к себе. Он упал на койку и уставился в потолок. В голове всё спуталось. Перед глазами улыбающаяся Оксана, дерзкий взгляд Дениса  и долгий поцелуй, словно выстрел в его сердце.
     С того злополучного вечера между ним и Оксаной наметился разрыв. Она, конечно, высказала ему свою обиду.
- Почему ты не дал ему в морду? Почему не вступился за меня?
- Ты в праве делать то, что считаешь нужным. Я не должен быть тебе сторожем.
- Ты, Женька, трус. Испугался этого Дениса, - она ещё пыталась задеть его самолюбие.
- Я считаю, наша драка только унизила бы тебя. Получилось бы так: два чувака дерутся за одну девчонку, как за игрушку. А у девчонки нет своего мнения, собственного решения. Могла не танцевать с ним, не поощрять ухаживание, тем более не пить на брудершафт.
- Я не знала, что надо целоваться.
- Ты что, маленькая девочка?
Он видел, как глаза Оксаны наливаются слезами, но ничего с собой поделать не мог. Всего один вечер отдалил их друг от друга, точнее его от неё, потому что девушка продолжала искать себе оправдания, а значит не хотела разрыва.
- Мне хотелось, чтобы ты взял меня за руку и увёл от него, чтоб поругал как следует. Я бы чувствовала твоё беспокойство, заботу. Вместо этого был холод и равнодушие.
- Думай как хочешь. Оправдываться не стану.
  Они перестали встречаться. А потом Женьке доложили, что видели, как Оксана выходила рано утром из комнаты Дениса. Это поставило окончательную точку в их отношениях. Волею судьбы они снова оказались рядом: несколько месяцев назад Оксана была принята на работу в редакцию газеты, где трудился Евгений.
- Так ты говоришь, Людмила ревнует? – вернула его к разговору Нила.
- Да, ревнует.
- Значит, любит.
Женька немного помолчал и, наконец, решительно заявил:
- Я не люблю.
- Ой-ой-ой! – воскликнула  Нила. – Чего же ты тянешь? Скажи девушке честно, мол, так и так. Ошибся, извини…
- Думаешь, так просто? А если таблеток наглотается? Брать грех на душу? – вырвалось у парня.
- О, дружочек! Да у тебя серьёзная проблема, а ты молчишь! – разволновалась Нила. – Сейчас ни у меня, ни у тебя времени нет, а вечером вернёмся к разговору.

                ***
Аким окликнул её в конце обеденного перерыва:
- Нила Рикардовна, сегодня остаёмся после смены?
- Остаёмся. У меня тоже кое-какие соображения наметились.
Когда из лаборатории упорхнули молоденькие лаборантки и за последней из них закылась дверь, Аким облегчённо вздохнул.
- Уф! Думал, этот щебет не закончится. Одни и те же темы, парни и тряпки, тряпки и парни.
- Тебе бы приглядеться к какой-нибудь из них. Хорошие девчонки. Просто молоденькие, только после техникума, им гулять и гулять. А тебе жениться в самый раз. Тридцать, небось, скоро.
- Уже тридцать один.
- Тем более. Девушка есть?
- Женщина была с ребёнком, но мы расстались, - без особого энтузиазма сообщил Аким.
- Что так?
- К мужу вернулась. Ради ребёнка. Попивал он.
- А теперь, значит, бросил пить?
- Обещал. Она ему поверила. А я что? Он отец, а я посторонний дядя.
- А запьёт снова, она к тебе прибежит?
- Не прибежит. Любит его, подлеца, а со мной так, временно перебыла. Любви меж нами не было, только се_к_с.
- Вот ты какой! Се_к_с тебе подавай. А когда же любить? – не унималась Нила.
- Я мужик. Мне женщина нужна. А любовь? Кого любить, Нила Рикардовна? В наше время каждый себя любит.
Аким посмотрел исподлобья на Нилу, как бы взвешивая, спросить-не  спосить?
- Вот взять, к примеру, Ваших родителей, Нила Рикардовна. Мне  рассказывали их историю. Вот это любовь, я понимаю. Встретились на фестивале в Москве девчонка с У_кра_ины и парень из Италии. Полюбили друг друга. Не испугались КГБ, допросов, проработок, даже, слышал выселением грозили. Добились разрешения пожениться.
- Да, мама рассказывала, нервы хорошо помотали. А знаешь, какое условие отцу поставили?
- Что, было ещё и условие? – удивился Аким.
- Было. Записать отцу свою фамилию на русский лад. Был Рикардо Фарина – стал Фаринов. Я в девичестве Фаринова была.
У Акима вспыхнули глаза.
- Если я не ошибаюсь…  то есть, смею ли предположить… - он запутался, смешался, но взял себя в руки, - неужто Ваш отец и знаменитый парфюмер Джованни Мария Фарина – родичи?
- По какой-то ветке да. Это передаётся из поколения в поколение. 
- Не могу прийти в себя. Я работаю под началом родственницы самого изобретателя одеколона! С ума сойти!
- Не стоит сходить с ума. Нам ещё с формулами разбираться. Так что ты придумал?
- Сначала Вы.
- Я предлагаю добавить к основному составу амброксан. Натуральная амбра очень дорого. А использование альдегида, в данном случае амброксана, который прекрасно заменяет амбру, позволит укрепить стойкость духов (что, согласись, немаловажно), сделает запах интересным и объёмным. Это раз. А второе – я бы ввела ещё можжевеловый акцент. Он  придаст  чувственности.
- Чувственности? Это хорошо.  А разве её недостаточно по нашей формуле?
- Чувственности много не бывает. Запомни! Чем приятней запах женщины, тем сильнее ты её желаешь. Я не права?
- Правы, конечно. Только зачем Вам я, если всё решили?
- О, не скажи! Одна голова хорошо… дальше сам знаешь. Надо опробовать. Вдруг эти добавки у_бь_ют основной букет? К тому же, ты тоже что-то хотел предложить.
Аким глянул на часы. Нила перехватила этот взгляд.
- Ты торопишься? Тебя ждут?
- Нет. Просто ещё успеть ужин приготовить.
- Забудь. Поужинаешь у нас. Приглашаю. Слушаю твоё предложение.
- Я бы  попробовал добавку растительного мускуса из гибискуса. Капелька меняет всё. Аромат становится более тёплым, несёт цветочные нотки.
- Интересное предложение. Короче говоря, план наметили. Подаём заявку на компоненты и приступаем к испытаниям. На сегодня всё. Идём ужинать. Геля, наверное, что-нибудь вкусненькое приготовила.
- Геля?
- Ангелина, дочка моя. Тоже холостячка.
- Неловко как-то. Я не при параде, к тому же небрит.
- Подумаешь, важность какая! Не свататься идёшь.
Они закрыли лабораторию и спустились к выходу.

...

продолжение в следующую пятницу (или прямо сейчас на страничке автора, ссылка ниже)

...

Автор: Тамара Авраменко

https://proza.ru/avtor/tavriya1949

Рассказы, новеллы, миниатюры принимаем на почту Lakutin200@mail.ru

Наши каналы на Дзене:
От Сердца и Души. Онлайн театр https://dzen.ru/theatre
Фото и видео https://dzen.ru/photo_lakutenok
Николай Лакутин и компания https://dzen.ru/lakutin

Тёплые комментарии, лайки и подписки приветствуются, даже очень!!!