Найти тему
93,3K подписчиков

«Парадокс лжеца» с функциональной точки зрения

Очень интересно рассмотреть с функциональной точки зрения «парадокс лжеца».

"В Древней Греции был сформулирован так называемый «парадокс лжеца»: если исходным пунктом является, что все жители Крита – лжецы, то когда критянин Эпименид говорит: «Я лгу», говорит ли он правду или лжет?"

Если смотреть с т.з. функции, то парадокс разрешим достаточно просто - т.к. в условии есть описание, что любой житель Крита лжет, то любое изречение, сказанное критянином будет ложью. Соответственно, функционально Эпименид, говоря "«Я лгу»" - лжет. Не важно что именно он говорит по содержанию, важно что сам акт его говорения чего-либо является ложью, в соответствии с изначальным условием.

Сам парадокс поддерживается именно содержанием выражения "Я лгу", погружением в это содержание и выстраиванием дальнейшей логической цепочки, несовместимой с изначальным условием.

Похожим образом ум строит ловушки в нашей жизни.

Например, "если я избежал чего-то, что казалось мне опасным, и жив, значит это было действительно опасным".

Или вот вам еще один наглядный пример:

- Зачем вы рвете газету и бросаете обрывки в окно?
- Это отпугивает слонов…
- Но там нет слонов!
- Эффективное средство, не правда ли?

Смешно, не так ли?) Но перестает быть смешным, когда : "не выхожу из дома, потому что там у меня может случиться паническая атака", "боюсь выступать на публике поэтому избегаю возможностей карьерного роста", "стесняюсь знакомиться, т.к. меня отвергнут", "мою руки по часу в день, ведь иначе инфекция", "не хожу куда хочется, потому что вдруг там что-то произойдет".

- Но там нет "слонов"!

- Эффективное средство, не правда ли?

...да уж, эффективней некуда.

Но давайте вернемся к нашему "парадоксу лжеца" и еще раз к функциональному подходу. И для примера возьмем мысль "я умру". Эта мысль отражает реальность любого человека, т.е. по содержанию она на 100% верна. Проблема в том, что рассматривая ее по содержанию, это никак не поможет человеку, который этой мысли пугается, а потом старательно пытается от нее убежать. Все по той же причине - внутри содержания решения нет. Решение есть в функциональном подходе - "я умру" - это МЫСЛЬ, и вопрос который поможет выйти из ловушки разума: "Следование ЭТОЙ МЫСЛИ в данном контексте здесь и сейчас для меня полезно или нет?" Всё. Честный ответ на этот вопрос позволяет выйти на уровень выше - из отождествления с содержанием в контакт с целью в нынешнем контексте.

Любая мысль это всегда МЫСЛЬ, следование которой в данном контексте здесь и сейчас может быть полезным или неэффективным в соответствии с нашими целями.

Таким образом, понимая цель и контекст мы можем решать парадоксы, которые подкидывает наш разум.

Если вам потребуется помощь конкретно по вашей ситуации – записывайтесь на консультации (WhatsApp, Telegram, личные сообщения).

Психолог Кирилл Крыжановский

Автор: Кирилл Крыжановский
Психолог, Супервизор, Тревога самооценка отношения

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru