Я продолжаю серию статей о формировании характера человека в зависимости от того в каком возрасте он подвергается тому или иному травмирующему воздействию.
Итак, пятая структура:
🔷 Пятый этап от 3 до 6 лет – формирование структуры любви и сексуальности.
На этом этапе ребенок осваивает свою чувственность и сексуальность, учится сопереживанию и начинает отличать потребность в привязанности от сексуального влечения, и отличать чувство любви к родителям от чувства любви к сверстникам и перенаправлять на последних свое сексуальное влечение.
🔹 Ранняя позиция в структуре любви и сексуальности формируется, когда ребенок ещё не научился отличать любовь к родителям от любви к сверстникам. Это тот период, когда девочки собираются замуж за папу, а мальчики согласны жениться только на своей маме. Если родители резко отвергают подобные попытки ребенка приблизиться или в целом все разговоры о сексуальности в семье не поощряются, пресекаются, игнорируются или наказываются, то ребенок подавляет свои сексуальные импульсы, как недопустимые. Происходит романтизация близости – сексуальная составляющая отметается и остается только романтическая. Любую близость такой человек будет воспринимать, как влюбленность. Желание с ним познакомиться и заговорить он понимает как стремление вступить в серьезные отношения. Первое свидание он может воспринимать, как предложение руки и сердца, больно ранясь, когда оказывается, что для другого оно не носило подобного значения. И даже вступив в отношения будет ожидать от них какого-то сказочного тепла, сердечности, романтики, а секс воспринимать как непонятную составляющую этих отношений («Но ради любви можно и потерпеть, ладно уж!»). А может провести всю жизнь в ожидании того единственного/той единственной, с кем возникнут идеальные романтические отношения. Среди таких людей, кстати, можно встретить много фанатов, романтизирующих образ своего кумира.
🔹 Поздняя позиция формируется, когда привязанность между ребенком и родителями была нарушена, но зато сексуальной составляющей уделялось в семье значительное внимание. Это семьи, в которых ребенок мог наблюдать пример поведения своих родителей, часто приводивших в семью разных партнеров. Или семьи в которых подчеркивалась сексуальность ребенка – например, девочку наряжали не по возрасту сексуально или вели разговоры, как мальчик «должен вести себя с женщинами, как мужик» (из практики). Ну, и к сожалению, это семьи, в которых ребенок подвергался сексуальному насилию. В таких случаях происходит сексуализация близости – секс становится равносилен любви. Думаю, очевидно, что это будут взрослые, имеющие большое количество сексуальных партнеров и большие проблемы с близкими отношениями.
🔷 Шестой этап от 5 до 9 лет – формирование структуры мнений.
Ребенок формирует свою систему взглядов и суждений, учится их выражать, отстаивать, изменять и выносить несогласие других с его мнением. А, вместе с этим, обучается и тому, что разные люди могут иметь различные взгляды.
🔹 Ранняя позиция в структуре мнений формируется, когда ребенку отказывают в праве иметь собственное мнение. В таком случае он подавляет этот импульс и становиться замкнутым и молчаливым. Это будет взрослый, молча и мрачно противостоящий мнению окружающих, не высказывая при этом своего («Я лучше промолчу, целее буду!»).
🔹 На поздней позиции в структуре мнений ребенок становится настойчивым в выражении собственного мнения и в донесении его до всех. Это будет взрослый, для которого быть правым важнее всего. Это будет упрямый, самоуверенный и принципиальный спорщик.
🔷 Седьмой этап от 7 до 12 лет – формирование структуры солидарности и структуры проявления своих интересов.
На этом этапе ребенок учится быть членом группы, не отказываясь при этом от себя и своих интересов, а для этого обучается следовать правилам, соблюдать заведенные в группе порядки и договариваться тогда, когда они ущемляют его интересы, и подавлять собственные импульсы тогда, когда более оптимальным становиться следовать интересам группы.
🔹 Ранняя позиция формируется, когда ребенок был отвергнут или не принят группой в раннем периоде на этом этапе. Чтобы быть принятым человек с ранней позицией в структуре солидарности будет стремиться стать таким же как все, чтобы соответствовать и не выделяться. Защитная реакция «Уступи» тут будет проявляться ярче всего – ребенок, а потом и взрослый, будет отказываться от чего угодно, лишь бы быть принятым.
🔹 На поздней позиции ребенок будет стремиться занять свое место силой, конкурировать, стараться занять его за счет внешних проявлений – яркости, активности, напора, особенно если такое поведение поддерживается в семье («Ты должен быть самым лучшим или ты – никто!»). Потом это будет напористый, стремящийся к лидерству любой ценой, взрослый, навязывающий группе свои правила и порядки.
В окончание этой серии статей, думаю, важно будет отметить, что особенности характера - это то, что делает каждого человека уникальным и отличным от других. Если человек чувствует стыд за свой характер, то всегда стоит поискать стыдящую фигуру, которая когда-то говорила ему, что он не такой, каким должен был бы быть. Этой фигуры уже может не быть рядом, но её встроенный внутренний образ продолжает стыдить и критиковать.
Важно не поддаваться этому внутреннему критику, а взять на себя смелость замечать свои особенности.
Ведь это путь к уважению и принятию себя реального.
___________________________________________
Если вы понимаете, что у вас есть проблемы в отношениях, или вы не уверены в себе и хотели бы поработать с этим - записывайтесь на консультациюпо WhatsApp по номеру +7-916-48-2-48-33.
Автор: Юлия Ивлева
Психолог, Консультации в гештальт-подходе
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru