7 февраля 1943 года Красная армия освободила Батайск в Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков. 80 лет спустя на вокзал города прибыл ретро-поезд «Победа». Исторический подвижной состав привел паровоз серии ФД-20 (знаменитый «Феликс Дзержинский»).
Несмотря на холод, на главном перроне собрались более тысячи батайчан и гостей города. О прибытии поезда возвестил фирменный паровозный гудок. В клубах дыма и пара, пахнущий дровами и углем, черный с красной звездой на «фасаде» ФД-20 тащил теплушки, платформы и др. вагоны времен Великой отечественной войны (ВОВ). Машину, которые одни машинисты называли «Феликсом», «Железным Феликсом» или даже «Федюком», а другие звали более ласково — «Федя», построили в Луганске в 1931 году. ФД20 (осевая формула 1-5-1, вес — 134 тонны, диаметр движущих колес — 1500 мм, мощность при расчетной силе тяги — 2000 л. с.). Подробнее об этом легендарном паровозе читайте в тексте «Железный Феликс» разменял десятый десяток: 5 любопытных фактов о легендарном паровозе.
«Этот подвижной состав был сформирован из экспонатов экспозиционной площадки нашего музея, расположенного на станции Гниловская в Ростове-на-Дону», — уточнили представители Северо-Кавказской железной дороги.
Каждый желающий мог осмотреть уникальную экспозицию, прикоснуться к такой «живой истории». Увидеть, например, легендарную «Полуторку», расположившуюся на одной из железнодорожных платформ ретро-поезда.
Свое народное прозвище машина получила из-за грузоподъемности — полторы тонны. Официально же грузовик назвали НАЗ-АА (когда Нижний Новгород стал городом Горьким, НАЗ-АА стал ГАЗом). Почему такие литеры? Дело в том, что первый советский крупносерийный грузовик представлял собой «Форд-АА» образца 1929 года. В 1930-м машина получила уже спроектированный в СССР бортовой кузов. А спустя четыре года «Полуторка» была уже с металлической кабиной и дерматиновой крышей (до этого их делали из дерева и прессованного картона). Великую Отечественную «полуторка» вывезла на своих колесах.
Участники Великой отечественной рассказывали, что летом 1943-го, из-за нехватки материалов, этот грузовик сильно упростили: комплектовали лишь левой фарой, только задними тормозами и задним откидным бортом.
Участие ретро-поездов в событиях, связанных с ВОВ, стало в Ростовской области славной традицией. Последние годы такие исторические составы прибывают на вокзалы городов региона в начале мая, в канун Дня Победы. Подробнее об этом можно почитать на моем канале в статье Паровоз, салон, платформы. 5 главных элементов ретро-поезда «Победа».
Еще одна традиция — театрализованное представление на ж/д платформе и у исторического состава. Не стало исключением и прибытие ретро-поезда в Батайск. Артисты в форме красноармейцев рассказали об освобождении города и исполнили военные песни. Зрители горячо аплодировали «бойцам».
Напоминаю, что в эти дни по городам Ростовской области курирует и уникальный передвижной музей «Поезд Победы». Это — первая в мире интерактивная выставка с максимальным эффектом присутствия, размещенная в движущемся составе из десяти тематических вагонов. Каждый из них посвящен отдельным событиям Великой Отечественной войны. Подробнее об этом — в статье Музей на колесах: о борьбе с фашизмом расскажут в поезде Победы.