Легко любить человека, который находится рядом, да в стране мир и покой. А попробуй сохранить верность в долгой разлуке, да ещё и на большом расстоянии друг от друга. Да при невозможности хоть и редких встреч.
Я так думала. Раньше.
Но бывает как раз наоборот! В разлуке, длящейся десятилетия, в годы смуты, в военное время люди искренне любят, мечтают о неизбежной встрече, живут прекрасными воспоминаниями, трепетно хранят письма от любимых.
А наступает долгожданное воссоединение - и любовь куда-то уходит...🤷♀️
1. Жизнь В. Шаламова в первой ссылке.
Так (или почти так; жизнь ведь сложная штука, нельзя её разделить на чёрное и белое; в ней всегда соседствует множество оттенков) случилось и у Варлама Шаламова и Галины Гудзь, его первой жены.
Варлам Тихонович Шаламов (1907 - 1982) - русский советский прозаик и поэт, наиболее известный как автор цикла рассказов и очерков "Колымские рассказы", повествующего о жизни заключённых советских исправительно-трудовых лагерей в 1930—1950-е годы (Википедия).
📌 Встреча с любовью.
В. Шаламов долгие годы писал "в стол", даже не надеясь, что его произведения когда-либо напечатают. Ведь о лагерях, о невыносимых условиях содержания заключённых, об издевательствах, страшной несправедливости и гибели людей у нас не принято было говорить. А писатель знал об этом не понаслышке: сам он провел в лагерях 20 лет своей жизни. Как выжил? Да по-разному пришлось выживать. В том числе и благодаря любви, теплым письмам жены, надежде на будущую встречу.
Свой первый срок - три года колонии - В. Шаламов получил в 1929 году и отбывал его в Вишерском лагере. Так случилось, что в этот же лагерь на свидание с мужем приехала молодая женщина, Галина Гудзь. Варлам и Галина полюбили друг друга практически с первого взгляда.
Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь — прельщусь — смущусь — рванусь.
О милая! — Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном с тобою не прощусь.
(М.И. Цветаева.)
Да, любовь - она такая! С ней сложно проститься. Иногда.
Галина рассталась с мужем и ждала возвращения Варлама из ссылки. В феврале 1932 года он вернулся. Влюблённые были счастливы. В 1934 году они расписались, а ещё через год у них родилась дочь Елена.
Варлам Тихонович всегда говорил, что жену очень любил. У него были увлечения другими женщинами, и, как говорят, очень серьёзные. Однако он прекращал их, если они не нравились Галине. "Я был очень самоотвержен в любви. Все — как хочет жена. Всякое знакомство, ей неприятное, прерывалось тут же", - вспоминает слова Шаламова И.П. Сиротинская.
📌 Лирическое отступление автора.
Сказать вам по совести, друзья, я слабо себе представляю эту жизненную ситуацию, когда жена выражает свое удовольствие или неудовольствие по поводу очередной связи мужа. Как это было?
- Дорогой, что там у тебя с Дуней Б.? Серьёзные отношения? Знаешь, мне это неприятно. Надо бы прекратить.
- А... Да? Неприятно? Тогда я прекращаю. Главное, чтобы ты была спокойна. (Целует в щёчку.)
Или:
- Милый, я слышала, что ты сейчас крутишь шашни с Манькой С. Это так? Да ладно, мне пофиг. Можешь продолжать.
- Спасибо, Галюша! Я недолго, скоро брошу её. (Целует ручку.)
Так что ли?!!
Если я что-то не так понимаю, объясните мне кто-нибудь, пожалуйста! Где здесь самоотверженность?
2. Вторая ссылка Шаламова.
📌 Годы страданий и надежды.
Вполне понятно, что Варлам Тихонович советскую власть не любил. И в своей нелюбви занимал активную позицию. Однако теперь ему нужно было думать не только о себе, но ещё о жене и дочери. И по настоянию жены и её брата Варлам пишет в органы письмо, в котором отказывается от своих троцкистских убеждений.
Письмо это им не помогло. В 1936 арестовали сестру жены Александру, которая умерла в лагере через 8 лет. В 1937 - Шаламова и Галину.
Галина Гудзь отбыла в лагерях 10 лет.
Варлам Шаламов получил 5 лет лагерей на Колыме. Но через 5 лет писатель не вышел на свободу, так как шла ВОВ и опасных преступников и контрреволюционеров приказано было держать до конца войны.
А в 1943 году за антисоветскую агитацию В. Шаламову дали новый срок: 10 лет лагерей и поражение в правах на 5 лет.
Вернулся в Москву Варлам Тихонович только в 1953 году. Жена за все эти годы написала ему более 1700 писем, которые поддерживали писателя и вселяли веру в освобождение.
📌 Любовная лодка разбилась...
Казалось бы, вот оно, счастье, живи и радуйся. Однако всегда найдётся какое-либо "НО!".
Галина, эта милая, обаятельная, невысокого роста женщина с яркими чёрными глазами, пережившая десятилетнюю каторгу, хотела, чтобы Варлам Тихонович забыл все страдания, перестал об этом писать, чтобы они жили для себя, для своей семьи. А он недоумевал и не соглашался. "Колымские рассказы" были делом его жизни.
Твоей — и то не хватит силы,
Чтоб я забыл в конце концов
Глухие братские могилы
Моих нетленных мертвецов,
- писал он в стихотворении «Возвращение».
Дочь, не знавшая отца все эти годы, воспитанная в уважении к советской власти, вообще его не признавала. В анкете при поступлении она написала, что отец умер. А тут является отец и принимается за старое.
В. Шаламову нельзя было жить в Москве. Он уехал в Калинин, надеясь, что жена поедет с ним. Однако Галина не поехала. Были ещё письма, были встречи, но...
📌 Ни прощения, ни прощания.
В июле 1956 года Шаламова реабилитировали. А в августе он написал жене письмо: "Галина. Думаю, что нам ни к чему жить вместе. Три последних года ясно показали нам обоим, что пути наши слишком разошлись, и на их сближение нет никаких надежд.
Я не хочу винить тебя ни в чем — ты, по своему пониманию ты стремишься, вероятно, к хорошему. Но это хорошее — дурное для меня. Это я чувствовал с первого часа нашей встречи (зачеркнуто).
Будь здорова и счастлива.
Что есть у тебя из моих вещей (шуба, книжки, письма), сложи в мешок — я приеду как-либо (позвонив предварительно) и возьму.
Лене я не пишу отдельно — за три года я не имел возможности поговорить с ней по душам. Поэтому и сейчас мне нечего ей сказать".
В 1979 году, будучи уже тяжело больным, Варлам Тихонович просил И. Сиротинскую привезти к нему Галину Игнатьевну. Однако Галина только оправлялась от инсульта и ехать отказалась. Тогда Сиротинская позвонила дочери. Елена ответила: "Я не знаю этого человека".
Так они и не простились, два человека, связанные любовью. И не простили друг друга...
Всем любви и радости!