Удивительное рядом. Вот, сколько у нас отчитывались об успехе киновизации истории ушастого чудовища из коробки апельсинов, а мне всё было непонятно: почему? Зачем? Кто всё это покупает?
И вот недавно мы, таки, посмотрели фильм. А вопросы никуда не делись. Интересно, а продюсеры федеральных каналов, когда брали денюжку за рекламу в новостях пошлого и откровенно бездарного контента, они правда верят, что из государственного бюджета всегда будут выделять деньги на безнравственность с пошлостью?
Хвалебная ода
Давайте побудем «объективными» и начнём обзор с похвалы. Чтобы потом не говорили, что это пустая критика, а автор – русофоб, ненавидящий возрождение отечественного синематографа.
Итак...
Перед нами долгожданное возрождение советской классики! Замечательная история о дружбе загадочного ушастого Чебурашки-любителя апельсинов и жителя зоопарка, нелюдимого Гены.
Авторы весьма тонко уловили дух времени, объединяя классическую историю с современными веяниями. Красочная картинка буквально вырывает зрителя из серости унылых будней, заставляя вновь окунуться в детство!
А главное, помимо насыщенного приключениями сюжета, перед нами глубоко нравственная история, рассказывающая о семейных ценностях и о важности отношений между родителями и детьми.
Честный отзыв
Во-первых, не могу не отметить, что постер для Петропавловска-Камчатского является наиболее честным. Потому что выехало данное кивно исключительно на оленях: которые выделяли деньги, рекламировали и хвалили.
Во-вторых, в очередной раз хочется задуматься о летальных или членовредительских наказаниях за воровство из государственного бюджета, сопряжённое с воровством интеллектуальной собственности. Знаете, вот такая вот занятная схема была актуальна весь прошлый год: спираченные фильмы, не получившие прокатную лицензию в России, показывали прероллами.
Это знаете как? Это вот кинотеатр не имеет права показывать такой контент за деньги, а не за деньги – вроде бы как и статьи нет (хотя штрафы им потом всё равно влепили). И, значит, можно купить оверпрайснутый в пару раз билет на какую-нибудь «Чебурашку», вот только заявленный фильм покажут через 3 часа, а перед ним будет «рекламный» блок с экранкой «Аватара» из Южной Америки, поверх которой наложен дубляж энтузиастов из отечественных любительских звукозаписывающих студий.
Вспомнили репортажи в новостях о «беспрецедентных» заработках фильма про Чебурашку? А слышали про настоящие новости о сборах «Аватара» по всему миру?
А теперь наложите их друг на друга.
И вот как-то так получается, что отвратительная отечественная – даже не проходная, а просто ужасная! – недо-комедия собирает кассу. Потому что, во-первых, смотреть нечего. А во-вторых, её ценник удивительным образом становится выше номинального, а количество сеансов в кинотеатрах уменьшается (аж трёхчасовые, как раз под хронометрах «Аватара», пробои между «Чебурашками»).
Фантастика, чо.
Убографический ужас
К чудовищному сюжету вернёмся позже. Пока что стоит вспомнить о сбежавших из России айтишниках с дизайнерами. Потому что ничем иным, как отсутствием сколько-нибудь минимально востребованных в отрасли специалистов, объяснить халтурный подход к наполнению фильма не могу.
Просто зафиксируйте внимание на Чебурашке всякий раз, когда он появляется в кадре. Присмотритесь к его взаимодействию с окружающим миром. И всё поймёте.
Особенно удивительной была сцена игры в мячик: когда у мячика была чёткая чёрная тень, а у громадного стоящего рядом Чебурашки – едва заметная серая клякса. Хотя, казалось бы, у крупного объекта и тень должна быть гуще да массивней. И ведь так – во всём!
Рассказы про «улучшение графики по сравнению с первых трейлером» – чушь. Человек, ценящий собственные глаза и обладающий эстетическим вкусом, разницы между отвратительным непотребством и ужасным непотребством не заметит. Потому что в принципе не собирается этим самым непотребством обмазываться. Задумайтесь.
Кошмарный сюжет
Нам так и не пояснили за происхождение Чебурашки, лишь сказали, что он промышлял воровством. Расходы от которого, очевидно, ложились штрафами на зарплату работников апельсиновой плантации.
Зато, вот, заменили крокодила Гену на садовода Гену. Причём последний из нелюдимого стал просто ужасным человеком. Насколько ужасным, не скажу, поскольку статью в таком случае опять заблокируют за язык ненависти и вражды. Давайте на нескольких примерах, что делает наш садовод:
- дружелюбному дворнику из стран Средней Азии не помогает, игнорируя прямую просьбу наступить на улетающий мусорный пакетик;
- даже не пытается помочь полноватой мороженщице поднять огроменную тележку по лестнице, причём делает это показательно;
- в рамках борьбы с мусором высыпает содержимое урны в сумку случайной прохожей, пусть и хамоватой;
- запугивает случайных детей в парке.
К слову, весьма иронично, что помочь дворнику поймать пакетик, он не желает. Но когда видит, что фантик выкинули на клумбу, входит в энрейдж и забрасывает всё вокруг мусором.
Шапокляк здесь заменили на экстравагантную владелицу кондитерской фабрики. Она всё пытается занять первое место в конкурсе, поэтому охотится за рецептом шоколада от частной кондитерской: поваром частной кондитерской является дочь Гены, к слову.
Параллельно с этим Шапокляк пытается порадовать собственную внучку. И, видимо, именно внучка выполняет функции вездесущей – и громко орущей – крыски Лариски.
Смотреть за противостоянием Шапокляк и Гены откровенно неприятно, причём Чебурашка в кадре фактически не фигурирует.
Кстати, о детях.
У Гены, помимо ненавидящей его дочери, есть внук. У внука либо врождённое заболевание, либо расстройства аутистического спектра, либо какая-то чудовищная психологическая травма. Потому что, на секундочку, он не разговаривал пять лет. То есть, вообще никак. Но эту тему нам не раскрывают.
Нам лишь показывают, что стоило Чебурашке появиться, как ребёнок начал говорить. Более того, он не испытывал ни малейших проблем с артикуляцией: спокойно и чётко проговаривает слова, ясно выражает мысли.
Так что нам просто презентовали сомнительную пожалейку.
Двойной удар
Вместо попыток показать, что Шапокляк одиноко, из-за чего она хулиганит, авторы решили продемонстрировать мощь интеллекта своего сценариста. И просто провели параллели между главной злодейкой и садоводом Геной. Чтобы было яснее, давайте вкратце проедемся по историям персонажей.
Садовод Гена:
- был женат на экстремалке, которая на крыле спускалась вдоль гор;
- у них родилась дочь;
- во время одного из соревнований мать погибла (за кадром, нам просто показали грустные лица);
- Гена отдал дочь «тёте» (той бабке лет под 80, судя по внешнему виду);
- видимо, отдал навсегда, потому что теперь дочь с ним не разговаривает;
- Гена подглядывает за дочерью через подзорную трубу.
Шапокляк-шоколадница:
- очень сильно хотела заработать, будучи, видимо, матерью-одиночкой;
- всё своё время уделяла постройке бизнеса, из-за чего не могла проводить время с сыном;
- сын очень обиделся на Шапокляк и не желает с нею общаться;
- у Шапокляк есть две недели в году, когда ей дают понянчиться с внучкой;
- именно на период встречи с внучкой приходится история Чебурашки.
Ну, вы поняли, да? Гена и Шапокляк – два грустных одиноких человека, у которых плохие отношения с собственными детьми, и которые стараются сделать всё возможное, чтобы порадовать внуков. Причём Чебурашка оказывается полезен в обоих случаях.
И всё бы ничего, однако Гене не переживаешь абсолютно. Его историю показали достаточно подробно, чтобы сделать выводы: сам виноват!
При этом историю Шапокляк рассказали лишь намёками, но из них отнюдь не следует вина женщины. Более того, люди, жившие в девяностые-нулевые, вполне осознают: она не делала ничего экстраординарного, а просто старалась выжить, и даже добилась успеха. Она не отдавала сына какой-то посторонней тётке, как Гена, просто не уделяла ему достаточно внимания.
При этом, очевидно, одеждой, едой и образованием этот самый сын был обеспечен. Просто мать работала. А вот Гена просто взгрустнул из-за смерти жены и спихнул ребёнка на посторонних: причём не ради каких-то свершений или заработка, а просто чтобы пострадать в одиночестве. И, видимо, чтобы дочь, лишившаяся матери, осталась ещё и без отца.
Почему мы должны ему сопереживать? Вопрос открытый.
Какашные шутки
Вот, прямо скажем, без шуток. Поскольку продюсировали убогое кино бывшие квнщики, они не смогли обойтись без контента с выделениями.
Во-первых, на фразе «тёпленькая пошла» сконцентрировано особое внимание, поскольку она несколько раз по сюжету повторяется. И, да, один из ключевых моментов, в которые произносится, это когда Чебурашка не смог добежать до туалета, спрятанный под мусорной корзиной.
Во-вторых, угадайте с одного раза: в скольки сценах на кондитерской фабрике делают не конфетку из чего-то, а что-то – из конфетки? (во всех)
Просто поразительно, как умудряются из опытного управленца Шапокляк сделать полотно для нелепой клоунады, забрызгивая её мазками коричневой шоколадной субстанции, но со вполне очевидным намёком. Не говоря уже про сцену, где из краника со специфическим бульканьем, хлюпаньем и бурчанием выплёвывается масса, которая застывает на белоснежной тарелке бугристой кучей.
То есть, шоколадная фабрика с многолетними традициям вообще никаким иным образом не в состоянии презентовать новый сорт продукции? Тогда не удивительно, что они проигрывают бизнесу дочери Гены.
Отвратительное кино
Фильм «Чебурашка» 2022 года получает 2 балла из 10, потому что его не должно быть.
И, ах да, чуть не забылось. В рамках свободных комментариев хотелось бы вспомнить один. Его автору показалось, что над сценарием работали ровно два человека. Первый прописывал плохую основную сюжетную линию, второй же усердно трудился над сюжетом злодеев.
И вот насколько отталкивающей была история главных героев (между прочим, Гены, а не Чебурашки), настолько же разумными, рациональными и привлекательными выглядели «злодеи» с хорошо прописанной мотивацией, ведущие себя, как нормальные современные люди.
Зачем так делать, не подскажете?
Смотреть такое в официальных кинотеатрах вообще не советую. Да и забесплатно – сомнительное удовольствие.
Детям не показывать ни при каких условиях, если хотите, чтобы они выросли психически здоровыми людьми с трезвым взглядом на жизнь и вменяемыми установками. Ни одну ролевую модель из «Чебурашки» им брать не стоит: разве что модель дочери Гены или кондитерши Шапокляк, – две сильные самодостаточные женщины, которые в одиночку смогли вытянуть себя и семью из нищеты, открыв бизнес по производству сладостей. Причём обе получают удовольствие от работы.
Искренне надеюсь, что вот эти вот все, получившие возможность распилить бюджеты на наследии «Союзмультфильма» когда-нибудь сядут. Не знаю, за что, но желательно – по уголовной статье и надолго.
Подобное надругательство над классикой ничуть не лучше попыток отменить «Отелло» на основании чернокожести и злодейскости ключевого персонажа.
P. S. Близкие эмоции у меня вызвали, разве что, «Хрусталёв, машину!», да недавний кэмероновский сиквел.