Даже железнодорожную станцию переименовали с какого-то там километра на "Дидинский тоннель". Отныне никто не перепутает, где сойти с электрички, чтобы пройти по старому заброшенному тоннелю 1 124 метра.
"Всё проходит," - встречает нас глубокомысленная надпись, кем-то установленная совсем недавно над входом в Дидинский тоннель. Свеженькие металлические буквы держатся ровно, никак не по-кустарному. Кто-то всерьёз постарался, чтобы туристы, подойдя к тоннелю, зачарованно прочли надпись и задумались, действительно ли всё проходит, куда всё проходит и вообще, проходит ли:)
...Мы ехали до "Дидинского тоннеля" 1 час 30 минут от железнодорожного вокзала в Екатеринбурге. Прежде эта станция называлась "1530 километр". Но туристический бум не оставил равнодушной Свердловскую железную дорогу. Её руководство подчинилось потребности народа и... в минувшем году взяло да и переименовало скучное название в звучный "Дидинский тоннель".
Всё - ради туристов.
Честно говоря, мы очень рады. Теперь не заблудимся! И диктор в электричке делает красивое объявление, и во всех расписаниях красуется теперь это новое название старой станции, и сразу, как вышли из поезда, мы увидели вывеску с названием, установленную на платформе.
И всего-то надо - спуститься с платформы, повернуть направо, пройти сотню метров, как величественное сооружение предстаёт перед глазами. Это западный портал тоннеля. И вот сверху под зубцами, выложенными красивым уральским камнем, значится эта философическая надпись: "Всё проходит".
Проходит - так проходит, значит, и мы пройдём - сквозь тоннель.
- 1 123,7 м - длина Дидинского тоннеля.
- 4,65 м - ширина Дидинского тоннеля.
- 6,1 м - высота Дидинского тоннеля.
Заглядываем внутрь тоннеля - там, конечно же, темно. Мы предусмотрительно захватили с собой фонарики. Стены тоннеля изнутри выглядят загадочно. Это старинная каменная кладка - тоннель построили в начале XX столетия, в 1918 году.
Причём строить его начали одновременно с двух сторон - и он идёт не по прямой, а немного по изогнутой линии, по дуге. Так что вот этот вот свет в конце тоннеля - это не тот свет, что можно увидеть по другую сторону портала, нет. Это какие-то отражённые лучи.
Когда мы отправились внутрь, то через какое-то время наступил момент кромешной темноты - ни сзади, ни впереди выходов было не видно. И если бы не фонарики, то пришлось бы не очень весело. Однако этот слепой отрезок пути совсем короток - вскоре открывается восточный выход, свет маячит где-то впереди, и двигаешься уже веселее.
77 лет - до 1995 года - тоннель использовали по назначению: сквозь него ходили поезда от Екатеринбурга до Казани и обратно. Интересно, что сверху над тоннелем никакой горы нет. Зачем тогда пробили этот путь? Почему-то это оказалось лучшим инженерным решением, чем строить высокую насыпь. Взяли и проделали дорогу в начинающейся скале.
Но когда дренажная система тоннеля перестала справляться с подступившими слишком близко грунтовыми водами, то всё равно пришлось строить другой путь - как раз при помощи высокой насыпи. Вот так отличаются инженерные решения в XX и XXI веках.
Туннель начинается хорошей гравийной дорожкой. Однако через пару-тройку сотен метров она прерывается льдом. Это замёрзли грунтовые воды. Зима - лучшее время для того, чтобы пройти без препятствий весь Дидинский тоннель. Весной лёд растает, говорят, после таяния снега и льда в тоннеле не спасут даже болотные сапоги: он оказывается очень серьёзно затоплен.
Даже летом лёд кое-где в тоннеле сохраняется, прохлада здесь стоит и в самые знойные дни июля. Вода не пересыхает, так что без резиновых сапогов в тоннеле делать нечего.
Но и сейчас, зимой, у восточного выхода сохранилась незамёрзшая вода. Видимо, где-то здесь бьёт родничок. Нам пришлось становиться на пристенный выступ и около сотни метров следовать впритирку к стенке. Так, придерживаясь за каменную кладку сводов, мы обошли сырое место, вновь попали на крепко замёрзший лёд и вскоре добрались до выхода из тоннеля на востоке.
Вышли и прочитали новую надпись у верхних зубцов портала: "Ничего не проходит". Глубокомысленное замечание, не находите?
Вот так заброшка, оставшаяся от железной дороги, стала очень популярным местом для туристов в Свердловской области.
Сверху над туннелем есть вентиляционная шахта. Бездонная - лучше её обходить стороной. Ещё можно найти доты, ведь тоннель был режимным и охраняемым объектом в советское время. Но ни шахту, ни доты мы искать уже не стали. Нам хватило удовольствия в разглядывании красоты порталов.
Если вам понравилась статья, прошу поддержать её лайком 👍 и подпиской 🌼
Предлагаю прочитать об Урале и другие статьи:
горы уральскиегоры урал дидинскийтоннель свердловскаяобласть