Вопросы воспитания всегда и во все времена были важными. Родители хотели знать, как подготовить ребёнка в жизни? Как помочь ему адаптироваться к миру, найти своё место в нём, создать семью? Раньше всё было более менее понятно, можно было опираться на традиции, так как изменения происходили медленно, были предсказуемы, а роли и модели поведения в обществе практически не менялись. Стержень воспитания - ценности передавались из поколения в поколение, что позволяло родителям ориентироваться и двигаться в нужном направлении.
Однако, буквально сто пятьдесят лет назад всё резко поменялось: у каждого поколения появились свои ценности (о чём я писала в своих статьях), приоритеты, модели поведения, кумиры, культура самовыражения и проч., что привело не просто к конфликту, а к войне поколений, непониманию, непринятию и растерянности в вопросах воспитания. Как указывают историки педагогики, мир воспитания развивается в противоборстве двух основных тенденций: глобализации и национализации, что следует понимать, как появление общих признаков, общечеловеческих ценностей с одной стороны и желание сохранить свою национальную культуру с другой.
К этому противоборству добавляются разрушительные процессы в развитии семьи: спутанность ролей/моделей поведения супругов, иные/нетрадиционные виды брака, разводы/нежелание создавать семью, нежелание иметь детей, откат к культурам прошлого (ведическая, старообрядческая и проч.). Такие явления характерны для структурных кризисов общества, однако, детей-то воспитывать надо! И здесь, носителями воспитательного опыта выступают родители, потому что в кризисы семья остаётся последним бастионом, где ещё можно сохранить культуру.
На что ориентироваться родителям?
Шаг первый: "Определи ценности!".
Основа любого воспитания - это ценности, родителям следует разобраться, что для них в приоритете? Можно составить список того, что важно, например: семья, здоровье, саморазвитие, материальный достаток и проч. Хорошо, когда родители показывают пример следования этим ценностям. Если есть родовая книга, где сохранены фотографии, записи, семейные реликвии, то это просто кладезь для определения ценностей и их сохранения. Семейная система даёт ощущение устойчивости, в ней есть традиции, сохранена память предков, она объединяет родственников разных поколений.
Шаг второй: "Развивай soft skills у ребёнка!"
Сегодня много пишут так называемых мягких о навыках и умениях, которые закладываются в детстве и пригодятся детям в будущем. Они относятся:
-к области коммуникации;
- умении жить в поликультурном мире;
- брать на себя ответственность;
- к социальному лидерству;
- к умению разрешать конфликты.
Важно уметь распознавать эмоции, управлять ими, анализировать информацию, формулировать своё мнение, т.е. обладать критическим мышлением. Рекомендую родителям познакомиться с перечнем этих навыков, подумать о том, как их развивать, изучить "Атлас профессий будущего" , что поможет им определиться с приоритетами в воспитании.
Когда родители разберутся с этим, то следующим шагом будет учёт половых и гендерных особенностей в воспитании. В традиционной модели - это выражается в развитии маскулинности у мальчиков и феминности у девочек. Несмотря на влияние нетрадиционных моделей семьи, пришедших из европейских стран, в России общество оказалось достаточно устойчивым и смогло сохранить учёт половых и гендерных особенности в воспитании. О чём я планирую написать следующую статью.
С уважением, ваша Елена Станкевич
Дорогие родители, приглашаю вас на консультацию по вопросам развития и воспитания детей. Запись: WhatsApp +7 924 429 61 86
Автор: Станкевич Елена Михайловна
Психолог, Детский психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru