Обесценивание может быть прекрасным механизмом, помогающим снизить остроту страдания при потере или невозможности получить что-то желаемое. Иногда этот механизм может быть очень полезен. Но бывает так, что человек использует его всегда, даже тогда, когда технически возможно было встретиться с проживанием, например, потери. Сегодня я хочу написать о том, как это происходит и чем грозит.
Например, ребёнок теряет игрушку, а родитель, желая успокоить, говорит, что потеря не так уж и велика, не так уж и страшна, что можно сейчас легко пойти в магазин и купить там нового медведя, новую куклу, новую лопатку, ещё получше утраченной. Один раз говорит, второй раз говорит, третий... А потом в какой-то момент этот родитель возмущается, что ребёнок не ценит ничего, что ему покупается. А что ценить-то? И как ценить? Ребёнок же усвоил, что любые материальные вещи не так уж и ценны.
Или например, женщина расстаётся с мужчиной, с которым отношения длились год или два, а подруги убеждают её в том, что этот чувак не стоит страданий, что от него были одни проблемы, что надо радоваться тому, что избавилась от так себе человека в своей жизни, что невелика и потеря, а может, разрыв и не потеря вовсе, а настоящий подарок судьбы. Потом эта самая женщина расстаётся с другим мужчиной, и ритуал с обесцениванием повторяется. Потом ещё раз. А потом спустя годы, оглядываясь назад, эта женщина не может вспомнить ничего хорошего в своей жизни в контексте отношений с мужчинами. Все бывшие были так себе партнёры, которых лучше бы не было. Но на деле было же. Было и хорошее. Если бы не было хорошего, не удавалось бы ни в одних отношениях удерживаться. Хорошее было. Просто оно обесценено. Вот и ощущается всё так, будто хорошего и не было.
Или к примеру, человек живёт в бедности, вынужден во многом себе отказывать. Чтобы не было так больно от невозможности удовлетворить даже весьма незамысловатые потребности, человек регулярно говорит себе, что вот это ему не так, чтобы хотелось, вон то не очень-то и нужно, это — ерунда, без которой легко можно обойтись, а то хотят только идиоты, которые ведутся на уловки маркетологов... Потом, вроде, и период с тяжёлыми финансовыми затруднениями проходит, а желания не появляются, не получается ни в чём найти радость. Потому что всё — ерунда, и без этого можно обойтись, и то не нужно, и вон то никогда не нравилось.
Обесценивая утраченное, человек не только уменьшает боль от потери, но и сводит к нулю всю радость, всю ценность, которая была в жизни благодаря тому, что теперь потеряно. Обесценивая желанное, но недоступное, человек не только уменьшает боль от невозможности обладания чем-то, но и делает невозможной радость от обладания в будущем.
Хорошая новость заключается в том, что ценность можно вернуть. Ценность всего, что было обесценено когда-то, может ощущаться снова. Загвоздка в том, что для того, чтобы вернуть ценность, сведённую к нулю, придётся встретиться с той болью, которой удалось избежать благодаря обесцениванию. Хорошая новость в том, что если встал вопрос о возвращении ценности, значит, есть необходимая устойчивость, есть необходимый ресурс для встречи с болью.