Найти в Дзене

Святитель Нектарий Эгинский: о неприкосновенности свободы.

Святитель Нектарий Эгинский "о познании себя" [Глава IV, о нравственном законе, параграф 12]

О ПОЗНАНИИ СЕБЯ

Часть 2. Нравственное учение.

ГЛАВА IV. О НРАВСТВЕННОМ ЗАКОНЕ

12. О неприкосновенности свободы.

 «Кто хочет идти за Мной, пусть отвергнется себя, возьмет свой крест и следует за Мной» (Мф.16,24).

  

Свобода человека не нарушена. Наш Спаситель призывает человека следовать за Ним и предоставляет ему свободу выбора в этом очень важном вопросе, т. е. идти путем Христа или своим путем. Хотя Он пришел для спасения человека, Он не нарушает его свободу. Он предлагает ему принять активное участие в собственном спасении, но совершенно не затрагивает его свободы.

Если бы человек не был свободным и самостоятельным существом, он никогда не заслужил бы такого уважения, никогда бы ему не было оказано столько чести, чтобы он сотрудничал со своим Спасителем для своего спасения, но в страстном и беспомощном теле, он будет тянуться ко спасению и принимать действие Божьей благодати, чтобы совершить свое спасение. Как поистине уважаема и неприкосновенна нравственная свобода человека! Как велика его власть!

При изучении истории искупления человека мы видим Сына Божьего воплотившегося ради спасения человека, мы видим Его идущего к добровольному страданию, с целью взять на Себя грех мира и уврачевать его раны, исполнить тайну Божественного домостроительства и примирить человека с Богом, но вовсе не нарушать свободу личности. Вот! Запертые врата Рая открываются, и огненный меч охраняющий вход, убирается, и голос Господа приглашает изгнанного войти через них в место покоя, но он сам выбирает войти или нет.

Эта свобода действия, т.е. по желанию и следованию своему собственному выбору и не подвергается обязательному влиянию Бога, через что показывается абсолютный характер нравственной свободы человека, вытекающий из его нравственных качеств, величайшая ценность и высокое положение, которое он занимает в творении.

 Воистину, сколько чести воздается человеку за то, что его нравственная свобода остается неприкосновенной. Но при этом как ясно [через имение свободы] мы научаемся собственным обязанностям, как ясно мы научаемся тому, что мы должны быть благодарными за предоставленную нам свободу, ревностными и полными усердия, чтобы не терпеть порабощенности нашей нравственной свободы низким страстям и желаниям.

Наша нравственная свобода обязывает нас заботиться о своем спасении, потому что иначе мы пропадем. Почетное признание Самого нашего Спасителя нашей нравственной свободы учит нас тому, что наше спасение не совершается только от абсолютного действия благодати Божией, но и от согласия и одновременного содействия человека с ней [с благодатью]. 

 

Вот что говорят об этой необходимости мудрые отцы Церкви.

 Божественный Златоуст говорит: "Благодать, если она и есть еще благодать, спасает только тех, кто сами хотят спастись" (Слово 2, к Римлянам).

 

Святитель Григорий Богослов говорит: "для нашего спасения Богу также необходимо и наше согласие".

 А Климент Александрийский говорит: "Бог помогает душам, которые хотят спастись, но если они отказываются от этого по своей воли, то дух, данный им Богом, изымается".  

  

Святой же Августин также говорит: "Бог, сотворивший человека, не может спасти его без его воли".

Итак, нас учат ясно и отчётливо, что есть два аспекта нашего спасения: а) свободная воля человека и б) благодать Божия.

И, конечно же, благодать Божья стоит на первом месте в деле спасения, потому что Господь наш Иисус Христос, пришел осветить тьму и послал свет благодати сидящим во тьме и тени смертной. Он искал овец, призывал заблудших, говорил [к их] сердцам, указывал путь к спасению, [говоря, что] благодать Божья совершенствует и спасает. Но во главе спасения, человеческая воля должна быть предшествующей, потому что она является главной причиной для побуждения ума, приводящей в движение бездействующий из-за греха разум. 

[Человеческая воля] поднимает [человека] по ступеням следования за Спасителем, укрепляет сердце к самоотречению, несению креста на плечах, ибо благодать зовет меня, рассеивает тьму, освещает душевную тьму, однако свобода, когда дело доходит до нерадения и пренебрежения, из-за лени и бездеятельности и из-за того, что плоть думает иначе, может ослушаться, закрыть глаза, остаться во мраке и идти совершенно противоположным путем, ведущим к погибели, желая совершить запретное. Таким образом, необходимо, чтобы мы хотели услышать голос Того, кто призывает нас [ко спасению].

Нужно захотеть увидеть и открыть глаза, просветиться обильным светом, захотеть идти вслед за Спасителем, захотеть отречься от ветхого человека с его страстями и похотями, поднять крест на плечи, хотеть пройти узким и утомительным путем, [чтобы] войти узкими вратами в Рай.

Наша собственная воля должна предшествовать [этому], потому что этого требуют условия, которыми Спаситель призывает тех, кто хочет следовать за Ним. 

Без воли невозможно было бы выполнение предложенных условий, невозможно было бы и спасение. Благодать предоставляется, но также необходимы воля и согласие, чтобы она была принята. Требуется самоотречение, самопожертвование, непоколебимый ум, который не уклоняется ни к чему другому, кроме как следованию голосу Спасителя, голосу благодати и истины.

Если бы Божья благодать являлась и спасала людей сама по себе, призыв и условия были бы совершенно не нужны. Но благодать Божия, хотя и бесконечная, сама по себе не спасает, потому что не хочет нарушать свободу человека. Если бы согласие человека на его спасение не было очень важным условием, то Бог, конечно, по Своей бесконечной любви спас бы всех, но никого бы не призывал. 

Однако он призвал человека, который служит своим чувствам и греху, в самом серьезном замысле, Он предложил ему спасение, но Он попросил его следовать заповедям, потому что для этого нужна была великая и крайне важная причина, причина возрождения и обновления во Христе Иисусе нашем Спасителе. Потому что ветхий человек, испорченный грехом, не мог войти в Царство Божие. Таким образом, он должен был отречься от ветхого человека с его страстями и желаниями и принять нового, обновленного человека, но с осознанием того, что он есть образ Того, Кто его создал.

Однако, чтобы отречься от ветхого [человека] он должен был сначала этого захотеть. Содействие человека абсолютно необходимо для его совершенства. Спаситель сообщил нам, что: «в доме Отца Его обителей много» (Ин. 8,2). В них поселятся те, кто прожил подобную [Христу] жизнь на земле, чтобы наша жизнь на земле определила и наше место на Небесах.

Поэтому Святой Григорий Богослов говорит: "Как существуют различные варианты жизненных путей, так и существуют многие единые, близкие к Богу, отделяющиеся и предлагающиеся по достоинству каждого. И кто-то достигает одной добродетели, а кто-то другой, и каждый делает это так, как он может, ему нужно только идти и стремиться идти вперед и следовать по стопам тех, кто ведет и направляет его по узкому пути в правильном направлении к бесконечной широте блаженства, которое там находится".

Согласно вышеизложенному, человек должен заботиться о своем спасении, потому что в противном случае он подвергается риску окончательно его потерять. Потому что нет ничего общего между светом и тьмой, между добром и злом. Грех, развращающий человека, есть тьма, это великое зло, потому [он] что противится воле Божией.

Нравственно-свободный [человек] всякое отклонение [от Бога] воспринимает как грех, ибо грех отдаляет человека от Бога. Поскольку нравственная свободна является величайшим благом, она также влечет за собой большую ответственность.

Нравственно-независимый должен быть нравственно-свободным, чтобы стать святым. Вот почему Бог и в Ветхом, и в Новом Завете дает заповедь говоря: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 10, 14 и 1 Петра 1,16).

 Ибо как может нравственный раб, рабствующий греху нечестивец, прийти к общению с Богом? Также Спаситель дает повеление, говоря: «будьте совершенны, как совершен Отец наш Небесный» (Мф. 5,48), ведь Какой есть Отец, Которого мы призываем, такими же должны быть и Его дети. Поэтому Бог хочет, чтобы мы были святы и совершенны, потому что только святые и совершенные, как сыны Небесного Отца, могут с мужеством, подобающим сыновьям, призывать Его благодать, и только они наследуют Царство Небесное.

Поэтому апостол Павел написал коринфянам: «Неужели вы не знаете, что неправедные не наследуют царства Бога? Не заблуждайтесь: ни блудники, ни идолопоклонники, ни прелюбодеи, ни рабы, ни мужеложники, ни воры, ни жадные, ни пьяницы, ни злословящие, ни грабители не наследуют Царства Божьего» (1 Кор. 6:9-10).

Вот почему Спаситель призывает нас отречься от себя, взять свой крест и следовать за ним. «Если кто-то хочет следовать за Мной, пусть отвергнется себя, возьмет свой крест и следует за Мной» (Мф.16,24) Он, с одной стороны, признает нашу нравственную свободу, а, с другой стороны, предоставляет нам спасение. 

Кто хочет своего спасения, тот должен трудиться для его приобретения, иначе он будет лишен его и в то же время уготовит себе потерю вечной жизни, по нерадению и лени и унаследует вечный ад, от которого, надеемся, Бог избавит нас всех. Аминь.

Продолжение следует! В следующей публикации будет представлен 13 параграф четвертой главы на тему: О том, как мы можем оставаться нравственно-свободными.

Если статья Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!

Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласия переводчика.

Иерей Александр Сергеев