Велимир Хлебников – русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и «зауми», Председатель земного шара. И он – астраханец!
Наш интерес к творчеству Велимира Хлебникова не случаен. Мы посетили спектакль «Дом Хлебниковых» по пьесе Станислава Шалковского (Астрахань), режиссёр - Александр Савчук (Санкт-Петербург). Он проходил в стенах Дома-музея Велимира Хлебникова в рамках грантового проекта «Мы – наследники великого прошлого».
Безусловно, мы знали, что Хлебников астраханец и поэт. Но на этом, пожалуй, наши познания в этой области и заканчивались.
Спектакль начался с экскурсии по музею, которую провел артист, сыгравший отца поэта - Владимира Алексеевича. Он, словно на машине времени, перенес нас в атмосферу конца 1920-х – начала 1930-х. Мы стали свидетелями непростого семейного диалога о тяжелых взаимоотношениях отца и сына.
Самого Велимира в спектакле не было. Режиссёр считал, что невозможно найти того, кто смог бы его сыграть. Имя поэта не было произнесено ни разу за весь спектакль, но он незримо сопровождал нас. Любимый сын, подававший надежды в различных сферах. Кем он стал? Отец недоумевает!
Он не признает его выбор, считает его стихи баловством. Вот он кидает папку… из нее разлетаются в разные стороны белые исписанные листки с его стихами, они падают на пол. Мы невольно стали поднимать их. Зазвучали стихи!
После спектакля мы шли и молчали. Мысли вихрем носились в наших головах… Так кто ты – Велимир?! Кто?! Мы были поражены его разносторонностью, гениальностью, и, одновременно, своеобразным сумасшествием.
С любовью относился Хлебников к своей малой Родине – Астрахани, об этом говорит его знаменитая поэма «Хаджи – Тархан». Поэт вдохновляется панорамой Астраханского кремля, описывая Успенский собор и Пречистенскую колокольню:
«…И к белым и ясным ночным облакам
Высокий и белый возносится храм
С качнувшейся чуть колокольней…».
Другие строки, безусловно, относятся к описанию Белой мечети, которая располагается рядом с храмом Иоанна Златоуста.
«Мечеть и храм несет низина
И видит скорбь в уделе нашем.
Красив и дик зов муэдзина,
Зовет народы к новым кашам.»
Астрахань и сейчас, словно бы век назад, «дышит» своей историей. Хлебниковед А. Мамаев говорит о том, что не все места, о которых идет речь в поэме, - разгаданы.
Есть простор для дальнейших исследований почитателей таланта этого удивительного поэта.
Подписывайтесь на наш канал и вы узнаете много интересного!