В 1954 г. весь мир был обескуражен инцидентом, который произошел в Южно-Китайском море. Небольшая островная страна Тайвань решила захватить танкер «Туапсе», который принадлежал одной из сверхдержав – Советскому Союзу.
История началась в мае 1954 г. «Туапсе» груженый керосином, покинул порт Одесса и направился в Далянь (Китай). В тихоокеанском регионе, через который пролегал путь советского судна, было тогда неспокойно. Между Китаем и Тайванем шло активное противостояние. Островное государство, для пополнения своего бюджета на военные цели, нередко пользовалось своим выгодным географическим положением.
Тайванцы часто грабили суда проходящие в Малаккском проливе и ближайших к нему акваториях. Однако корабли Советского Союза ходили в этом регионе беспрепятственно, поскольку трогать советские суда тайваньцы побаивались. Однако в 1953 г. умирает Сталин и уже в 1954 г. Тайвань при поддержке своих американских хозяев решается на дерзкую акцию.
Едва Советский танкер вошел в Южно-Китайское море, над ним начали кружить истребители США. Вскоре появились и три американских военных корабля, которые шли параллельным курсом и сопровождали советский танкер.
Утром 23 июня на параллельный курс выходят два тайваньских эсминца. Они начинают брать танкер «в клещи». На из мачтах появляется сигнал с требованием о немедленной остановке. Советские моряки отвечают отрицательно.
Через 20 минут после начала преследования рядом с бортом судна начинают рваться снаряды. Эсминцы дают два предупреждающих выстрела. Третий по известным законам должен был прийтись уже непосредственно по самому танкуру.
У моряков есть шутливая поговорка: «Курение на танкере вредит всей экосистеме океана». Можно представить, что было бы, если бы в корпус прилетел снаряд. Капитан принимает решение застопорить ход. Вскоре на его борту появляются десантники.
Советские моряки попытались дать отпор, но были жестоко избит̳ы, так как силы были явно неравны. Капитана заперли в его каюте. Правда кое что пошло не по планам захватчиков. Механики успели вывести из строя ходовую систему. Поэтому «Туапсе» тайванцам пришлось тащить в порт на буксире.
По прибытии в порт экипаж ждала неожиданная встреча. На борт для осмотра судна и изъятия документации поднялись американцы. Советских же моряков, сразу же после прибытия в Гаосюн, разделили на группы по 10-15 человек и отправили на остров, в обнесенные колючей проволокой дома.
Вскоре выяснилась и истинная причина задержания. Сначала моряков стали сытно кормить и оказывать им различные знаки внимания, а потом предложили подписать документ, в котором моряки якобы по собственной инициативе просили о предоставлении им политического убежища.
Цель этой провокации заключалась в том, чтобы продемонстрировать всему мировому сообществу тот факт, что советский народ не так един, как представлялось тем, кто помнил победу Советского Союза во Второй Мировой и что советские граждане при первой же возможности бегут из страны. для того, чтобы обеспечить себе сытую жизнь в капиталистической стране.
Вежливость захватчиков закончилась через 5 дней.. Все члены экипажа отказались подписать предложенный документ. Тогда началась психологическая обработка. Разным группам моряков сообщали, что их коллеги уже подписали бумагу и уже переехали в США, где наслаждаются всеми земными благами.
Экипаж не поддавался на провокации. Поняв, что метод «пряника» не работает, захватчики перешли к методу «кнута».
Советских пленников посадили на голодный паек, который состоял из стакана воды, отварной травы и кусочка хлеба. Состояние здоровья экипажа стала резко ухудшаться. Когда многие моряки были уже на пределе своих сил, их начали пыт̳ать. Электрический ток, плети, мореманам пришлось пройти через многое. Все это продалжалось на протяжении практически целого года.
Все это время СССР пытался решить проблему мирным путем. Сложность была в том, что прямых дипломатических отношений с Тайванем у нашей страны тогда не существовало. Все запросы приходилось делать через США, которые утверждали, что моряки хотят попросить у них политического убежища, но пока решается вопрос с необходимыми бумагами для оформления въезда.
Да и с формальной точки зрения Штаты были вообще « не при делах». На Тайвань стали давить со стороны ООН, Австралии и Новой Зеландии. Последние две страны опасались, что инцидент приведет к усилению присутствия советского ВМФ в Тихом океане.
Лишь в мае 1955 г, после почти года плена, советских моряков, при содействии французского консула, удалось вернуть на Родину. Их встречали как героев. Но в Союз из 49 членов экипажа танкера «Туапсе» прибыли только 29. Это была та часть команды, которая несмотря на психологическое и физическое давление, наотрез отказалась подписывать прошение о предоставлении политического убежища.
Оставшиеся 20 членов экиража по различным причинам (в основном из-за физического и психологического давления) все же подписали бумаги.
9 из них вскоре на вывезли в США, Там советских моряков планировалась использовать для обличительной пропаганды Советского Союза. Некоторые из них деже успели выступить в эфире «Радио Свобода» и «Голос Америки». Однако уже через полгода 5 из них сбежали и укрылись в советском посольстве,. Оттуда их отправили на Родину. В СССР моряков сразу взяли на контроль товарищи из Особого отдела. Но как таковых репрессий к ним применено не было. Единственное, моряков долго не выпускали в заграничные рейсы. Однако через время и это ограничение было с них снято.
4 моряка, которые не пожелали покинуть США, на Родине заочно были приговорены к высшей мере. Один из них через несколько лет сошел с ума и был передан СССР. Он закончил свои дни в психбольнице.
Четверым морякам из числа тех, которые остались на Тайване, вскоре удалось сбежать в Аргентину. Поскитавшись по Латинской Америке, они вернулись на Родину, В СССР для них устроили пресс-конференцию, но спустя некоторое время, когда стало известно об их крайне предательском и трусливом поведении в плену они сразу же были заключены под стражу. Им дали по 15 лет лишения свободы за измену родине. Однако уже через 5 лет (в 1963 году) бывшие члены экипажа танкера попали под амнистию и были выпущены на свободу.
Двое из 7 оставшихся на Тайване моряков вскоре скончались, еще один через некоторое время свел счеты с жизнью.
Остальные четверо в скором времени отказались от подписанных ими ранее документов. За это они были приговорены к 10 годам лишения свободы. Однако, даже после окончания срока заключения, им не позволили вернуться в Союз, хотя они неоднократно предпринимали попытки сделать это. Удача улыбнулась им только в 1988 г.
Последний моряк из экипажа злосчастного танкера смог вернуться лишь в 1993 г. Удивительно, но на протяжении всего этого времени дома его ждала верная жена.
Само судно Союзу так и не вернули. По неподтвержденной информации, оно до сих пор ржавеет на рейде порта Гаосюн.
К слову сказать, Советский Союз все же наказал Тайвань за эту дерзкую выходку. В том же году Большой Десантный Корабль был замаскирован под обычное торговое судно. На его борт погрузилось несколько сотен прекрасно обученных морских пехотинцев с оружием.
Перед выходом корабля из порта по всем дипломатическим каналам был сделан вброс дезинформации, о том, что судно перевозит несколько тонн золота и опия. Тайваньские пираты купились на уловку. Едва советский корабль вошел в Малаккский пролив, его окружила целая флотилия вооруженных пиратов на быстроходных катерах. Какого же было их удивление, когда вместо беззащитных моряков их встретила огнем из автоматов и гранатометов советская морская пехота. Схватка продлилась недолго. Все пираты были уничтожены полностью.
После этого случая и до самого распада СССР пираты в этом районе больше не нападали на советские суда.