«Сталинградское Евангелие»

491 прочитал

Не знаю, многие ли смогли отыскать в интернете или книжных магазинах «Сталинградское Евангелие» - самую на сегодняшний день полную и достоверную биографию архимандрита Кирилла (Павлова). 

Мне, конечно, хотелось бы, чтобы прочло ее как можно больше людей. И не потому, разумеется, что по милости Божией и по удивительному стечению обстоятельств мне довелось принять участие в ее подготовке. А потому что о. Кирилл был замечательным человеком, и его образ – образ жизни христианской и монашеской, пастырского служения и душепопечения – очень важен для понимания того, как быть христианином в современном мире, что это вообще значит. Вот несколько фрагментов из моих воспоминаний, вошедших в эту книгу. А саму книгу можно найти, в частности, на нашем сайте: https://horoshieludi.shop/

Иногда, когда я спрашивал отца Кирилла о чем-либо, я слышал в ответ:

– А что ты сам думаешь?..

И я вдруг понимал, что спрашивал, быть может, зря: все очевидно.

Но понимал и другое: насколько деликатен отец Кирилл, насколько избегает он подавления в чем бы то ни было воли человеческой.

Однако были и другие, совсем другие ситуации – случаи, когда не рассуждение, не опыт подсказывали ответ, а Господь извещал, что и кому должно сказать.

Один наш послушник ушел из монастыря, проведя в нем несколько лет. Он постоянно хотел вернуться, но решимости недоставало. Поехал к отцу Кириллу. И услышал:

– Возвращайся. Иначе погибнешь.

Ему стало страшно, и все же он тянул и тянул с возвращением. Хоть и для него очевидно было: вернуться надо…

…Потом, когда его привезли на подворье убитого, изувеченного, пока шло отпевание, я мало о чем мог думать, кроме этих слов батюшки.

***

Я очень хорошо помню, как батюшка молился, когда я задавал вопрос, решение которого могло стать поворотным в чьей-то судьбе. Этого невозможно было не видеть – как он просит об ответе и как этот ответ дается или же нет.

Приведу лишь один такой пример. Я приехал к нему исповедоваться и вместе с тем попросить совета о том, как поступить женщине, нашей прихожанке, оказавшейся в непростой ситуации: муж собирался уехать из России в Европу, ей совершенно не хотелось туда, но и бросить его она не могла. Я вкратце описал ее положение и спросил отца Кирилла, что же ей делать. 

Батюшка погрузился в молитву. И – это было так очевидно! – ответа не было. И мне он тоже ничего не ответил.

Я вышел из кельи. Зашел кто-то из братии, потом еще кто-то… И вдруг дверь отворилась, и Батюшка показался на пороге:

– Иди сюда!

Он был удивительно радостный и словно торопился поделиться со мной:

– По поводу этой женщины… Вот что… Если она любит своего мужа, то пусть едет с ним, а потом… пусть возвращается.

…Пойди пойми такой ответ! Но понял и я, и она. Она совершенно спокойно, мирно поехала с мужем в Европу. И по прошествии кратчайшего времени он неожиданно понял, что это была ошибка, они вернулись в Россию, и желание покинуть ее у этого человека больше не возникало.

***

Одним из самых частых советов отца Кирилла – и в живом общении, и в его письмах, которые мне довелось прочесть – был такой:

– Полюбите читать Святое Евангелие.

Сегодня многие уже знают эту удивительную историю – о том, как найденное на руинах Сталинграда Евангелие буквально перевернуло всю жизнь Ивана Павлова, будущего духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла. А тогда достаточно было лишь послушать, как говорит о Евангелии отец Кирилл, чтобы понять, что в знании его и следовании ему заключено абсолютно все, что нужно в этой жизни человеку.

Не знаю, многие ли смогли отыскать в интернете или книжных магазинах «Сталинградское Евангелие» - самую на сегодняшний день полную и достоверную биографию архимандрита Кирилла (Павлова).