Найти тему
История моды с Марьяной С.

Пожилая королева в бархате и кружевах

Хочу сегодня вместе с вами полюбоваться одним интересным портретом "короля художников, художника королей", Франца Ксавера Винтерхальтера. Его прославили портреты дам благородного происхождения, и, как правило, молодых и прекрасных. А мы сегодня отойдём чуть-чуть в сторону, потому что наша героиня - отнюдь не молода. когда художник писал этот портрет, ей было уже шестьдесят. Королева Франции, супруга Луи-Филиппа I.

Жила королевская семья весьма скромно (по меркам монархов), никакой излишней пышности. И костюм Марии-Амалии на этом портрете сдержан, на первый взгляд... Хотя присматриваешься, и понимаешь, что он роскошен.

Портрет Марии-Амалии Неаполитанской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1842. (с) Из коллекции Версаля
Портрет Марии-Амалии Неаполитанской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1842. (с) Из коллекции Версаля

Начнём с чепца - королева замужняя, солидная, пожилая дама, а такие носили чепчики. Другое дело, что королевский чепец не отделан кружевом, он целиком из кружева, которое прекрасно гармонирует с седыми серебристыми волосами. Длинные концы чепца спадают на плечи, а надо лбом и по бокам лица он отделан... Знаете, мне кажется, это походит на лепестки цветов. Не цветы, а именно отдельные лепестки. Будь отделка зелёной, я бы даже сказала "веточки". Что ж, творение какой-нибудь модистки из, например, шёлка. И гармонирует с синим платьем.

Портрет Марии-Амалии Неаполитанской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1842. (с) Из коллекции Версаля. Деталь.
Портрет Марии-Амалии Неаполитанской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1842. (с) Из коллекции Версаля. Деталь.

Мария-Амалия кажется просто укутанной кружевом. Я различаю тут а) концы чепца, упомянутые выше (по-английски такие назывались "lappets") б) на плечи накинута кружевная косынка в) а на шею - длиннейший шарф, "эшарп", на конца которого мы посмотрим ниже. И трёхрядное жемчужное ожерелье просто теряется в такой массе кружева. Что ж, королева - дама зрелая, и декольте демонстрировать ни к чему.

Портрет Марии-Амалии Неаполитанской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1842. (с) Из коллекции Версаля. Деталь.
Портрет Марии-Амалии Неаполитанской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1842. (с) Из коллекции Версаля. Деталь.

У платья совершенно восхитительные рукава, явная отсылка к тем, что носили во второй половине XVII века, во времена другого Луи, короля-Солнца. Они короткие, но из под них выглядывают пышные газовые, с кружевными манжетами, и с атласными бантами - чуть более светлого оттенка, чем бархат платья. И умопомрачительные перчатки - по верхнему краю отделка из атласных лент (опять-таки в стиле Людовика XIV), и с длинными лентами, которые завязываются в пышные банты.

Интересно, кто изображён на миниатюре, украшающей жемчужный браслет? Возможно, кто-то из детей, а их у королевы было много. А ещё обратите внимание на веер - он закрыт, но могу сказать, что он не менее роскошен, чем кружева - боковые пластины, кажется, из перламутра.

Портрет Марии-Амалии Неаполитанской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1842. (с) Из коллекции Версаля. Деталь.
Портрет Марии-Амалии Неаполитанской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1842. (с) Из коллекции Версаля. Деталь.

Платье довольно простое по крою, и главная его красота - в кружевных воланах на юбке. Узкий, широкий и очень широкий. И почти до пола свеисает тот самые великолепный эшарп. Знаете, судя по его нежному оттенку... Не исключаю, что это блонды, шёлковые кружева. В то время уже начинают делать машинные кружева, но в данном случае, мне кажется, речь о настоящих, ручной работы.

Портрет Марии-Амалии Неаполитанской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1842. (с) Из коллекции Версаля. Деталь.
Портрет Марии-Амалии Неаполитанской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1842. (с) Из коллекции Версаля. Деталь.

Словом, удивительный наряд! Роскошен и сдержан одновременно.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!