Мотивация — одна из главных функций руководителя. Зная, что движет подчиненными, руководитель сможет выбрать нужный управленческий подход и оценить наличие ресурса для стимулирования команды. Определить мотивационный профиль можно с помощью разных методик. Анна Козлова, преподаватель МИРБИС рассказала, какие ответы по мотивационному профилю дает методика «8 радикалов».
Данная методика (как отдельный блок «Модели оперативной диагностики») была разработана командой Международной академии исследовании лжи, специально для решения нужд бизнеса. Основная задача метода – понять, как максимально быстро, точно и, самое главное, безинструментально (то есть, без тестов) определить психотип личности с целью подстройки и взаимодействия. Как утверждает один из авторов методики – Евгений Спирица – метод «8 радикалов» при всей своей схожести отличен от характерологии Александра Князева и Виктора Пономоренко. В основе метода лежит анализ стратегии мышления и поведения, которые свойственны глубинной структуре личности.
Каждый психотип характеризуется своими особенностями:
1) базовой эмоцией,
2) особенностями нервной системы,
3) стилем мышления и стратегией поведения,
4) особенностями речи (психолингвистика),
5) внешним видом,
6) организацией пространства.
Для детального знакомства с этой методикой рекомендуется обратиться к книге Евгения Спирицы «Вижу вас насквозь. Как «читать» людей».
А мы сосредоточимся на мотивационном профиле каждого психотипа.
Первые два психотипа ориентированы на власть и контроль:
1. Целеустремленного можно мотивировать:
• Деньгами (как оценка индивидуального результата его работы);
• Карьерой и амбициозными проектами;
• Возможностью использовать ресурс организации и влиять на развитие компании в целом;
• Возможностью реализовать собственные профессиональные идеи;
• Работать в команде над реализацией амбициозной бизнес-идеи;
• Конкуренцией и борьбой за лидерство (ему важно быть первым, лидером).
⠀2. Контролирующему важны:
•Полномочия, возможность контролировать и распределять ресурсы внутри коллектива;
• Статус и власть, возможность показать сотрудникам, «кто здесь главный»;
• Репутация (профессиональная, в роли руководителя);
• Возможность самому формировать дисциплину в коллективе или работа под руководством человека, который держит дисциплину;
• Профессионализм и его развитие (чтобы быть конкурентоспособным).
⠀Вторая группа психотипов в большей степени ориентирована на саму задачу, её увлекательность:
⠀3. Увлеченному на работе важны:
• Возможность общаться и быть частью команды;
• Работа над нестандартными/творческими задачами;
• Активные и разнообразные задачи;
• KPI, управление на основе целей (без жесткой регламентации деятельности);
• Возможность самому влиять на процесс выполнения работы;
• Демократический подход со стороны руководства;
• Развитие и обучение;
• Позитивная атмосфера в коллективе (без подковерных игр).
4. Самобытному - среди которых очень много IT специалистов:
• Профессиональное развитие;
• Задачи, связанные с технологиями и инновациями, интеллектуально запутанные задачи;
• Работа с большим объемом информации;
• KPI, управление на основе целей (без жесткой регламентации деятельности);
• Возможность проводить исследовательскую деятельность;
• Независимость и свобода;
• Иметь свой «угол» в офисе, где никто не будет дергать по мелочам.
⠀
5. Сотрудники демонстрационного типа личности в большей степени стремятся «быть на виду», у них очень «раздуто» их самомнение, поэтому мотивируя их, создайте условия для:
• Возможности «позвездиться», продемонстрировать свой статус;
• Возможности стать самым лучшим (например, конкуренция за победу в конкурсе с номинацией «лучший менеджер по продажам»);
• Разнообразных видов деятельности, «движухи» на работе;
• Возможности выполнения творческих задач (без жесткой регламентации и правил).
Подсвечивайте их успех и награждайте аксессуарами, отражающими успех (например, статусное название должности, машина с водителем, возможность летать бизнес-классом, останавливаться в 5-звездочном отеле и пр.)
⠀
6. Чувствительный, в противоположность предыдущему типу личности, больше «заточен» на других людей. Ему важно:
• Быть нужным в своей работе («Мы так на тебя рассчитываем…»);
• Возможность оказывать пользу;
• Саморазвитие (возможность профессионально и личностно развиваться);
• Комплименты и подбадривания, что он работает в правильном направлении;
• Работа в команде, быть частью сообщества;
• Работа, связанная с заботой о людях, животных, обездоленных, людей, нуждающихся в помощи.
⠀
У последней пары психотипов мотивация схожая.
⠀
7 и 8. Депрессивно-печальный и тревожно-мнительный. Для них важны:
• Стабильность и безопасность (предпочитают работать в государственных или полугосударственных компаниях типа Сбер, Московский метрополитен, РЖД)
• Работа четко структурирована, есть алгоритмы, инструкции, скрипты;
• Управление на основе инструкций (MBI);
• Возможность контролировать результат собственной работы;
• Понимание процесса выполнения работы;
• Социальные гарантии (корпоративные льготы, социальный пакет, оформление по трудовому кодексу);
• Понимание правил игры в организации - за что наказываю, за что поощряют (причем главное понимать, за что накажут);
• Подбадривание и комплименты их работе, выслушивание их проблемы в разумных пределах (но не становиться «жилеткой», в которую можно поплакаться);
• Возможность посещать корпоративного психолога.
⠀Зная психотипы своих сотрудников и способы мотивации, вы сможете простимулировать команду и подтолкнуть ее к достижению успеха.