Найти тему
Елена Будаева

Про Достоевского и вину


В одном из описанных в дневниках эпизоде известный писатель Достоевский был захвачен игроманией. Вина реализовывалась через страдания от долгов. Он испытывал удовольствие от игры и потом вину за это удовольствие. «Он играл, пока полностью не проиграется». Игра становилась способом самонаказания.

Снова и снова он кастрировал себя и доводил семью до бедственного положения. Но при этом, его жена не уходила от него, не смотря на повторяющиеся эпизоды игромании. Живя с ним много лет, она не могла не увидеть, что новые произведения и финансовые «плюшки» от них никогда не появлялись без того, чтобы «Дотронуться до дна» нищеты.

Освобождение от вины приходило из наказания, которое он сам провоцировал, и он мог начать работать. Творчество становилось разрядкой и удовольствием.

Иррациональное чувство вины формируется очень рано. Чем раньше, тем мучительнее оно развернется во взрослой жизни. Когда ребенок злится на фрустрирующую (не дающую желаемого) мать, психика формирует вину за «разрушительность».

Дети верят, что когда они злятся, они физически разрушают родителя. Помимо злости всегда есть любовь к матери, как к первичному объекту. Ребенок пытается вытеснить злость, не чувствовать ее. Но, вытесненная злость не удаляет вину. И вот, уже взрослый человек испытывает вину за все на свете, включая глобальное потепление.

Раннее формирование этих структур делает абсолютно невозможной проработку их в краткосрочной терапии. В психоанализе постепенно на терапевта переносится злость и вина. И тогда появляется возможность очень острожно к ним «подбираться», осознавать и облегчать внутреннее страдание и напряжение от вины.

Вина похожа на «горб» на позвоночнике. Попытки убрать это чувство быстро могут привести к перелому позвоночника и инвалидности, но чаще, к счастью, к... бесполезным попыткам. Убирать «сутулость» можно только очень системно и осторожно.

Из вины формируются стратегии жизни: «Быть самым добрым, самым успешным, самым…». И все время мучаться. Мучения тоже смягчают вину. «Я хороший, я страдаю, пожалейте меня». Люди, научившиеся зарабатывать, начинают делать все, чтобы остаться без денег. Тогда снова вина будет приглушаться.

И еще один закон: «Чем больше вины, тем больше вытесненной злости». Самые «страдательные» и добродетельные старушки - самые мощные садисты. Знаете, кто самый жестокий, как правило? «Спасатели» животных и волонтеры. Это, конечно же, компенсация невыносимой вины. А откуда она берется вы уже в теме).

Самые по-настоящему «беззлобные» - это люди-эгоисты. Они делают для себя все необходимое и потом из остатков искренне делятся тем, что им «не особо надо» и «не особо напряжно». И если вы не оцените….., они даже не заметят, потому что там не было умысла «отдать последнее, чтобы потом тебя любили».

Мало того, они еще благодарность испытывают, что вы забрали то, что «не нужно уже». И ни за что не отдадут нужное, а значит, не будут злиться на вас.

Тема вины и стыда огромная и сложная. Буду постепенно расписывать разные аспекты этой части нарциссической травмы. Больше материала и клиентские истории ищите в нашем тг канале или вк.

Ваша Елена Будаева.

мой телеграм-канал: https://t.me/budaeva_psyholog