Мой коллега и хороший товарищ занимается ремонтом всякой разной электронной техники и пишет об этом интересные статьи. Когда то давно по производственной необходимости мне пришлось назначить его на должность инженера-электронщика. Он поначалу сомневался в себе, справлюсь или нет. Я привел ему несколько примеров из своей практики и все таки уговорил его. Он успешно оправдал мои надежды. Вот и сейчас хочу поведать несколько случаев из моей богатой практики и работы оператором наших отечественных сейсмостанций, которые необходимо было ремонтировать в полевых условиях.
Сразу предупреждаю, что писатель я никакой, а электронщик еще больше, чем никакой. просто я считаю, что мне всегда в таких случаях сильно везло. А везение и интуиция в нашем деле главное. Вот и тогда, когда я впервые столкнулся в поле с первой неисправностью станции «Поиск 1-48 КМПВ». В режиме воспроизведения работает и в тестовом тоже, а в режиме записи не видит полевого оборудования. Начальник отряда был большим авторитетом и мастером по станциям пообещал приехать и посмотреть. Пока ждал его, вскрыл входной блок и обнаружил плату реле. По схеме нашел какое отвечает за запись. Это было реле РПС 32, поляризованное, которое при подаче напряжения срабатывало и блокировалось. На свой страх и риск я с трудом его поменял и станция заработала. Шеф мне не поверил, пока не показал ему свежую, не совсем гвардейскую, пайку. С тех пор он меня всегда брал на другие станции в случаях поломки,(их у нас было 4, работали синхронно)чинили и я набирался опыта.
В 1978 году начали выпускать цифровые сейсмостанции ССЦ-3 и наша партия должна была на них отработать сезон. Из группы разработки приехала группа наладчиков, которые должны были наблюдать за их детищем, а также ремонтировать в случае поломки. Нам категорически запрещалось самим в блоки. Опыты прошли нормально и мы выехали на профиль в междуречье Урал – Волга. Недели через две успешной работы у меня на станции пропало напряжение +5в. До базы далеко, наладчиков ждать сутки и я решил сам посмотреть что и как. Начал прозванивать выходной транзистор КТ-805, а он не звонится-полный пробой. Думаю, что башку не оторвут, а на ихний лай внимания можно не обращать. Народ пришлый, что с них взять. Заменил транзистор и все пришло в норму. На следующий день прибыл наладчик, самый молодой из ихней группы. Посмотрел, похвалил меня и укатил на базу. Мы с тех пор стали друзьями.
Когда стали выпускать «Прогресс 2» я еще работал на ССЦ, более древних станциях и видел «Прогресс» только на картинках. А тут в нашей речной партии вышел из строя новенький «Прогресс» и мне предложили поехать посмотреть, что можно сделать. У меня сын родился, я уже домой собрался после своего сезона, а здесь такой облом. Делать нечего, поехал. Оператор говорит что вроде в норме, а на кнопку «ПУСК» не реагирует. Спросил у него как названия блоков. Он начал называть и я остановил его на «Блоке логики». Открываю блок-два ряда плат с сокращенными надписями. Попросил называть платы, я показываю, а он называет. На плате «СС (Старт-стоп)» остановил его. Ранее я слышал, что на «Прогрессе» дают комплект запасных плат. Взял запасную плату, поставил и все, ремонт окончен. Спрашиваю оператора почему он не пробовал менять платы и его ответ убил меня-«боюсь». Ну и что это, если не везение? Правда, домой меня не пустили, доработал сезон и по осени перевелся назад в свою родную «Спецгеофизику».
Еще был случай какой то мистический. Работали мы на Мангышлаке (Казахстан, плато Устюрт). Жара стояла неимоверная, на солнце доходило до+70°С и мы работали ночами, а днем пытались отдохнуть. И вот в одну из ночей станция отказала. Приступил к ремонту, вычислил две платы. Одну починил, а вторая ни в какую. Сутки проходят, вторые пошли, а все по прежнему. На осциллографе все сигналы вроде присутствуют, а не работает. Устал сильно и задремал. Снится мне сон, будто я ремонтирую станцию и нашел плохую микросхему, ее надо менять. И так это все четко и ясно. Проснулся, взял плату и ту микросхему, что видел во сне, перепаял. И, что вы думаете, все заработало. Это уже или интуитивно, или Всевышний помог, глядя на мои мытарства.
На Урал в Свердловскую область попросили отогнать колонну для работы в Кушве. Ихний начальник подхватил сальмонеллу. До места добрались и начали работать. Станция стала барахлить, до 20 секунд запись нормально, а до 30 секунд через раз, а то и совсем не пишет. Оператор под шумок тоже вдруг приболел и пришлось мне работать. Плату я вычислил и определил, что микросхема-процессор перегревается. На удлинителе выставил ее за окно, там зима и ветерок охладят. Все, станция стала писать 30 секунд. Геофизик-обработчик спросила, что такое было со станцией. Я шутя ответил, что нашел место, куда валенком пну и станция пашет. Когда приехал начальник, я стал собираться домой, а геофизик позвонила директору и попросила оставить меня до конца. На его вопрос почему, она сказала: только Миша знает, куда нужно пнуть валенком, чтобы станция работала. Вот ведь бывают и такие курьезные случаи. За пятьдесят лет работы в полях с интересными людьми чего только не увидишь и услышишь. А народ в геологии и геофизике надолго остается работать только хороший, веселый и добрый.
Спасибо, что хватило терпения читать длинный мой рассказ.