Найти тему
«White Media» студия

Реклама ЧВК: примета времени или необходимость?

За 2022 год улицы наших городов и информационное пространство заполонила доселе невиданная реклама. В этой статье мы попробуем разобраться, на каких принципах она строится и зачем нужна частным военным компаниям.

Реклама ЧВК — это максимально серая зона. Поэтому публиковать какие-либо примеры баннеров, объявлений и видео мы не будем. Всё это вы можете самостоятельно найти в Яндексе или Google, иногда с помощью VPN. Также подчеркнём: мы никого ни к чему не призываем и ничего не пропагандируем.

Всем известно, что частные военные компании появились не вчера и уже несколько десятилетий успешно ведут бизнес во многих странах. Логично, что и реклама у них всё это время существовала. И совсем не удивительно, что сформировались принципы маркетинга данной индустрии в США, стране, где ЧВК официально разрешены.

Мы рассматриваем частные военные компании во-первых, обобщённо. Это позволяет суммировать накопленный опыт сферы. А во-вторых, как бизнес, существующий в конкурентной среде. Это помогает понять, не сбиваясь на этику, что реклама для них — это часть маркетинга. Различные форматы (от баннеров на улице, до пропагандистских фильмов), преследуют всегда одни и те же цели: демонстрацию возможностей и преимуществ, а также популяризацию компании для привлечения как новых заказчиков, так и новых сотрудников.

Вся реклама ЧВК опирается на несколько ключевых принципов привлечения внимания:

  1. Экспертизу и профессионализм. Компании рекламируют свой опыт и квалификацию, демонстрируя мастерство в предоставлении услуг.
  2. Надежность и эффективность. Подчеркивая свою способность добиваться результатов и обеспечивать безопасность клиентов, ЧВК используют многие формы доказательств, подтверждая свои успехи.
  3. Оперативность и гибкость. Индивидуальные решения и демонстрация адаптации к меняющимся обстоятельствам призваны убедить потенциальных заказчиков в способностях военной компании быстро развёртывать силы и добиваться результата.
  4. Экономическая эффективность. В России такой рекламы ещё практически не было. Однако мировой опыт ЧВК показывает, что вполне распространены тактики демпинга, в том числе, и по отношению к институциональным силам.
  5. Обращение к страху. Широко распространена практика, когда ЧВК апеллируют к страху людей, убеждая в необходимости своих услуг. Евгений Викторович Пригожин добился в этом невиданных высот. Фраза: «Либо они, либо ваши дети» — эталонный пример.

Кроме того, ЧВК могут использовать комбинацию всех этих принципов.

По утверждению критиков, военные компании подрывают подотчетность и прозрачность военных операций, а их реклама может вводить в заблуждение. На деятельность ЧВК также могут распространяться различные юридические и этические ограничения (включая положения о том, как они могут продавать свои услуги), а также запреты на виды рекламы, которые допустимо использовать.

Подытожим. Продолжающиеся конфликты на Ближнем Востоке, в Африке и на Украине высветили потребность в частных службах безопасности, а ЧВК сыграли значительную роль в поддержке правительств и организаций, действующих в упомянутых регионах. Поскольку СВО продолжается, вполне вероятно, что реклама ЧВК в России выйдет на новый уровень, так как останется важной частью стратегий по популяризации этого явления. Тем не менее, рекламщикам важно учитывать этические и юридические последствия рекламы ЧВК.

Расскажите в комментариях, как вы относитесь к такой рекламе?