Найти тему
Серебряный Месяц

Было у отца три сына,но всех их сжевал Дракон с головами "Эпилепсия","Война" и "Большевики"(О братьях- поэте, воине и художнике Комаровских)

Оглавление

Зачинателем "графской" ветки старинного рода Комаровских был герой Итальянского и Швейцарского суворовских походов, основатель внутренней стражи государства Российского граф Евграф Комаровский.

Его дети и внуки становились поэтами и художниками, храбрыми воинами и ответственными чиновниками, но, главное, все они честно служили России.

Хранитель Оружейной палаты, юной жены и трех сыновей

Внук графа Евграфа - Алексей Егорович Комаровский, хранитель Оружейной палаты, в браке с любимой женушкой Александрой Васильевной (в девичестве Безобразовой) родил трех сыновей - Василия (1881 г.р.), Егора (1882 г.р.) и Владимира (1883 г.р.).

Отец семейства, Алексей Егорович Комаровский
Отец семейства, Алексей Егорович Комаровский

Столь серьезные родовые нагрузки на организм молодой женщины, которой при рождении первенца было всего 22 года, пробудили дремавшее в ней доселе психическое заболевание, а именно - эпилепсию в тяжелой форме. Практически до конца жизни (ум.1904), Александра Васильевна оставалась пациенткой больницы для душевно-больных, воспитанием же сыновей занимались няни и учителя под руководством отца, а потом, - и деда мальчиков.

Братья выбирали для учебы достойные образовательные заведения - императорский Лицей в Москве, ялтинскую гимназию, Санкт-Петербургский университет, идя каждый по своей стезе.

Василий, поэт

Сегодня имя поэта Серебряного века Василия Комаровского в глухом забвении. А в начале двадцатого столетия оно было очень даже на слуху.

Лицеист Василий Комаровский
Лицеист Василий Комаровский

Стихи Комаровского отличались необычайной четкостью и были словно нарисованы на листе бумаги. Преимущественно, это были "черно-белые" (любимые цвета поэта) стихи-"гравюры".

Но, под настроение на поэтической палитре замешивались такие яркие краски, что все вокруг "пело и плясало". И даже в таком тихом городке, как Царское Село, который поэт очень любил и где в итоге поселился, он находит "веселый уголок" - рынок:

Здесь груды валенок и кипы кошельков,
И золото зеленое копчушек.
Грибы сушеные, соленье, связки сушек,
И постный запах теплых пирожков.
...................................................................

Д.Кардовский "Рынок в Царском Селе"
Д.Кардовский "Рынок в Царском Селе"

Цикл его стихов "Итальянские впечатления" тоже очень ярок и необычен. Необычен хотя бы тем, что поэт столь четко и зримо описывает архитектуру домов, изгибы улиц, детали быта, что сомневаться не приходится - "руссо туристо" Василий не единожды побывал в чудесной Флоренции и шумном Неаполе.

Однако, все как один "вики-тики"-источники утверждают, что ни разу (!) поэт в Италии не был, а только лишь лелеял мечты об этой поездке, досконально изучив страну-"сапожок" по туристическим картам, схемам и путеводителям.

Думается мне, что во время лечения в клиниках Швейцарии и Германии, Василий Алексеевич мог инкогнито "закатиться" в Италию, он же один, без семьи, без детей, почему нет? И там уж и нагуляться, и надышаться, и пасты вкуснейшей откушать вдоволь.

Что за лечение, спросите вы? Дело в том, что на генном уровне Василий, как старший сын, получил от матушки не только дар жизни, но и тяжелую эпилепсию, которая сопровождала его все 33 года на этом свете. Вот, от душевного заболевания и лечился наш герой у европейских эскулапов. Впрочем, не будем раскручивать тему тайного итальянского путешествия Василия, вдруг там окажется замешана женщина?

Василий Комаровский. Портрет работы О. Делла-Вос-Кардовской. 1911
Василий Комаровский. Портрет работы О. Делла-Вос-Кардовской. 1911

А почему нет? Для симпатичного молодого человека гренадерской наружности с румянцем во всю щеку любовное приключение очень даже подходит. Ведь, роман (хорошо, пусть небольшой романчик) с Анной Ахматовой был, и современники этому свидетели. Остались и стихотворные "следы" этой вспышки, да и сама Анна Андреевна не раз с трепетом и нежностью возвращалась к имени Комаровского.

Но сначала по паре строф из поэтическо-влюбленной переписки Анны Андреевны и Василия Алексеевича.

Сначала Он - Ей

.....................................
Ты была влюблена,
Повинуясь властному солнцу,
И ждала -
А сердце, сгорая, пело надеждой.
Я же, случайно увидев только завесу,
Помню тот день.
Тебя ли знаю и помню?
Или это лишь молодость –
Общая чаша?

А вот Она - Ему

В последний раз мы встретились тогда
На набережной, где всегда встречались.
...............................................................................
...Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость!
Затем, что воздух был совсем не наш,
А как подарок Божий – так чудесен.
И в этот час была мне отдана
Последняя из всех безумных песен.

Анна Андреевна знала о его безумстве. Впрочем, о нем знали все. Да, он и не скрывал своей болезни. Ее просто невозможно было скрыть.

Ужасным было то, что эмоциональность души поэта входила в противоречие со способностью организма сохранять "устойчивое равновесие" в любых жизненных коллизиях. Самая незначительная новость, на которую реагировал мозг, могла вызвать жуткий припадок.

А если это новость о начале войны? Конечно же, Комаровский заболел после такого известия. И уже не смог выкарабкаться из этого состояния.

1914. Начало Великой войны
1914. Начало Великой войны

Ахматова, говоря о причине его ухода из жизни в сентябре 1914-го, снова была не со всеми. Весь Петербург говорил:

«от паралича сердца в припадке буйного помешательства».

Анна Андреевна же утверждала, что он

«покончил с собой осенью 1914 в сумасшедшем доме».

Можно сказать, что Василий Комаровский опосредованно стал одной из первых жертв Великой войны.

Салютом павшему бойцу были некрологи и слова прощания, сказанные знаковыми персоналиями Серебряного века.

Николай Пунин: "Внезапно отлетела от земли душа, полная жизни, мужественная, окрылённая, великолепная, одна из тех душ, которым удивляешься, никогда, в сущности, их не понимая"

Георгий Иванов: «Его поэзия блистательна и холодна»

Дмитрий Святополк-Мирский: «Прекрасный поэт, близкий к символистам, сулящий большие радости тому, кто его откроет».

Анна Ахматова. "Знать Комаровского - это марка!"
Анна Ахматова. "Знать Комаровского - это марка!"

Анна Ахматова (в середине 30-ых): «Да, знать Комаровского – это марка!»

Юрий, воин

Меньше всего сведений удалось отыскать о среднем из братьев Комаровском. Юрий, (в некоторых источниках - Егор), также как и Василий с Владимиром имел талант к рисованию, видимо, отец, Алексей Егорович, будучи страстным любителем-художником сумел передать сыновьям тягу к изобразительному искусству.

Профессиональным художником стал младший Владимир (о нем рассказ чуть позже), а Юрий выбрал карьеру военного. В первые месяцы войны Русская армия теснила неприятеля, однако без жертв, понятное дело, не обходилось.

Ранение Юрия оказалось смертельным. Буквально через месяц после Василия приказал долго жить и Юрий... Или все-таки Егор. Моя версия возникшей путаницы, в том, что домашние называли его Юрой, а в церковных книгах он записан, как Егор. Логично же, что Алексей Егорович назвал одного из сыновей в честь своего отца, их деда.

В любом случае, осенью 1914 из трех братьев жить остался один - младший Владимир.

Владимир, художник

Начинал Владимир с изучения западноевропейского искусства, учился в мастерских итальянских и французских художников, многое почерпнул у блестящего русского портретиста Валентина Серова, который в те годы (середина нулевых, век двадцатый), как раз, находился в Париже.

В 1910 году, возвратившись в Россию, Владимир оказывается в нужное время в нужном месте. В Русском музее (тогда музей Императора Александра Третьего) открылся Отдел древнерусского искусства, которым по счастью, заведовал один из друзей художника. Комаровский стал работать с иконами в музее: делал копии со старинных образцов, изучал технологию иконописи. Владимир понял - это его тема жизни.

Икона Донской Богоматери. 1919 г. Выполнена Вл.Комаровским на доске 117,5 х 79 см. Признана выдающимся произведением ХХ века.
Икона Донской Богоматери. 1919 г. Выполнена Вл.Комаровским на доске 117,5 х 79 см. Признана выдающимся произведением ХХ века.

Росписи куполов храмов, выполнение церковных иконостасов, написание отдельных икон - работа увлекала художника настолько, что порой он на время оставался при храме, жить там, где работал. Хотя, конечно, и тянуло домой, где ждала красавица-жена Варвара Самарина, с которой Владимиру Алексеевичу предстояло поднять четырех детей.

Владимир и Варвара Комаровские. На фоне фамильного герба рода Комаровских
Владимир и Варвара Комаровские. На фоне фамильного герба рода Комаровских

Только вот после октябрьского переворота побывать в кругу семьи удается все реже. Шутка ли, с 1921 по 1937 год Владимиру пришлось пережить пять(!) арестов, долгие месяцы в Бутырской тюрьме, собственную трехлетнюю ссылку, лагерное заключение старшего сына Алексея, паралич жены.

Но художник оставался добрым и честным православным человеком, убежденным в том, что

"...монархия есть самая совершенная форма государственного строя, в том случае, если она не противоречит церковно-христианской совести"

Об этом он и сказал своему первому следователю, которым был начальник 16 спецотдела ВЧК Василий Ульрих, будущий председатель Военной коллегии Верховного суда СССР, один из главных вурдалаков советской России.

ПлЕменной революционер Василий Васильевич Ульрих
ПлЕменной революционер Василий Васильевич Ульрих

К обожаемым им жукам и бабочкам, Ульрих относился гораздо нежнее и гуманнее, чем к людям, в чем одному из первых пришлось убедиться Владимиру Комаровскому.

Попавших к ним в коллекцию "человеко-насекомых", большевики-ленинцы уже далеко не отпускали, пришпиливая смертельной булавкой к картонке с надписью "Расстрельный полигон". Для Владимира местом расстрела стало Бутово.

Арест 37 года оказался пятым и последним
Арест 37 года оказался пятым и последним

Приговор был приведен в исполнение 5 ноября 1937 года.

Аккурат к 20-летнему юбилею революции.

Подарки Советская власть всегда любила.

Делала их сама себе.

И кушала с удовольствием...