Во всю шла подготовка к свадьбе. Степан принёс как-то хороший отрез белой, атласной ткани для платья своей невесте, который приобрёл в городе. Маргарита от удивления качала головой из стороны в сторону, смотря на богатый кусок материи, а Стёпа удовлетворённый своим подарком, утверждал, что у его Таисии будет всё самое лучшее.
А ещё через неделю он принёс девушке в подарок красивые и яркие часики. Стёпа сам одел их на руку Тае, застёгивая кожаный ремешок с другой стороны, наблюдая за реакцией девушки.
Та была в восторге от такой красоты на её руке. Маленькие позолоченные стрелки, чёткие цифры небольшого размера и тикающий механизм привели её в восторг.
Вместе с матерью они отправились к лучшей деревенской швее, которая создавала свадебные наряды практически каждой невесте в округе. Софья взяла с Таисии мерки и дала полистать новомодные журналы, чтобы девушка могла выбрать понравившуюся модель платья.
Пока Тая листала и удивлялась каждой новой открываемой страничке, Соня предложила Маргарите чаю с печеньем. Она их пекла из творога и всегда много, чтобы угощать вот таких матерей и сестёр, пока заказчица выбирала наряд.
Швея она была знатная, в своё время училась в городе, а сейчас к ней ездили на пошив нарядов не только с их совхоза, но и с других деревень, что располагались поблизости. Соня была крупной дамой, возрастом немного старше 30, муж её работал в совхозе трактористом и в целом их семья не славилась никакими происшествиями, но вот посплетничать сама она очень любила.
‒ Ох, куда девки торопятся, зачем им замуж-то. С маменькой вон лучше намного, – она вздохнула и махнула рукой.
‒ И не говори, вот я всю жизнь возле матери прожила и не жалею, – подтвердила Рита.
‒ Ну как ты, тоже ничего путного-то, хорошо вот, что ребёночка родила, а то у бабки Зинаиды ни ребёнка, ни мужа, тоскливо ей. Жениха Тая хорошего ухватила, только вот семья у них странная, – последние слова она говорила шёпотом, предназначая их только Маргарите, но Тая тоже напрягла слух, чтобы услышать, что будет Соня говорить дальше.
‒ Вроде уважаемые люди оба. Благодаря Илье Васильевичу у нас скотина добротная, вон на второе место по этому делу совхоз вывел. Слышала ему недавно грамоту дали за что-то путёвое. А Ирина Сергеевна тоже имеет много заслуг, она отменный учитель, сколько раз её в город вызывали для награждений, ‒ защищала своих будущих родственников Маргарита.
– Так-то оно так, только вот я дружу с Тонькой, которая на почте работает начальником отделения. Так вот она мне как-то про эту дамочку рассказывала, что подарочки ей приходили периодически, да письма до востребования от мужчин из разных городов.
А как-то она поведала, что один и тот же мужчина ей писал. Тоня думает, что он моряк, потому что конверты такие интересные, из городов разных, как будто он путешествует и пишет ей. Этот же адресат прислал ей как-то зонт импортный.
С чего мужчине подарки-то дарить? Ирина Сергеевна же всё по курортам разъезжала раньше, помнишь? Вот, наверное, романы там и заводила. А сейчас она того, рехнулась на почве потери сына. У окна всё чаще сидит и ждёт его. Хорошо, что успела до пенсии доработать, потому что с неё сейчас педагог никакой. Стёпа всё в город её возит к врачам. Может в психушку положит.
Витёк то, который пропал, ох и буйный был, помнишь? Учиться всё не хотел, только благодаря матери школу закончил, а то всё стремился к приключениям. Может кто зарезал его там в городе, а что, он вспыльчивый был, сначала делает, а потом только думает. Его 2 года уже найти не могут, сколько объявлений в газеты они давали, сколько раз в милицию ездили, а всё без толку.
Илья Васильевич начал выпивать, я знаю, Любка говорит, что он к её соседке часто захаживает тайно, за самогоном. Видно тяжело ему всё это терпеть. Только Стёпа у них из всей семьи отлично держится. Я знаю, что тот вообще капли в рот не берёт, да сдержанный он и спокойный. Про него на работе никто слова худого не скажет, всем поможет, всё подскажет и вовремя поддержит каждого.
‒ Да, зятёк будущий у меня хороший парень. Сказал всё оплатит, а у Таисии всё лучшее должно быть. Ткань купил, часики подарил, да спрашивал, что ещё нужно, чтобы мы не стеснялись, говорили ему.
Две дамы, словно кумушки, запели хвалебные песни Степану к тому моменту, когда Тая уже выбрала то, что ей бы хотелось, указывая Соне пальцем на девушку в свадебном платье, смотревшей на неё со страниц модного журнала.
***
Свадьба была знатной. Степан пригласил много народу на свой праздник, все должны были видеть, как он строит свою счастливую жизнь. За день до того, как должно было состояться бракосочетание, жених преподнёс своей невесте ещё один подарок: золотые серёжки с красным камушком внутри.
От восторга Тая запрыгала, хлопая в ладоши, словно ребёнок. Рита, глядевшая на всё это с изумлением, думала про себя, что повезло её доченьке, хорошая жизнь её ждёт, сытая, можно и матери спокойно свою старость встречать.
Люди поздравляли молодых, дарили подарки. Столы ломились от разных блюд, да выпивки. Три девушки, сидевшие в конце стола и завистливо глядя на молодых, сплетничали о том, за что этой Тайке такой мужик достался, за какие заслуги.
Жених и невеста сидели вместе во главе стола: Степан в своём чёрном костюме выглядел представительно и серьёзно, а Тая улыбалась каждому своей светлой, добродушной улыбкой. Неожиданно позади них раздался голос Ирины Сергеевны.
– А Витю ты не позвал? Ты что, на него всё дуешься до сих пор? Ну и увёл у тебя он девку тогда, что с такого, у тебя вон какая невеста рядом. Что ты с братом то не общаешься? ‒ она расставила руки по бокам, грозно глядя на сына.
– Мама, пойдём домой, где отец? ‒ он вылез из-за своей лавки, обнимая её и успокаивая, дал указание, чтобы Таисия искала отца, а сам повёл женщину домой, – пойдём, ты пила сегодня таблетки, который врач назначил?
‒ Сынок, ты такой красивый сегодня, я так за тебя рада, – она словно просветлела и пришла в себя. Но Стёпа знал, что это временно, поэтому следом же за этим, она настойчиво повторила, ‒ но брата нужно было позвать. Или ты не хотел обижать Лизоньку?
– Мама, мою супругу зовут Таисия, ты что-то путаешь.
‒ А Лиза где? ‒ удивлённо спросила женщина.
‒ Мам, нет никакой Лизы, она была десять лет назад, её и в деревне то уже нет, что с тобой сегодня? Ты пила таблетки? Я же наказал отцу за тобой проследить, – он говорил всё это замученным и уставшим голосом человека, который каждый день сталкивается с помешательством своего родного человека.
***
Жизнь Таи пошла своим чередом. С утра она бегала на работу, а после бежала ухаживать за бабушкой Таней, которая к её радости ожила и стала передвигаться по дому, да на улицу выходить. Потом она посещала мать Степана, готовила ей кашу, сидела с ней немного и разговаривала.
За Ириной Сергеевной присматривала соседка, которой Степан платил немного денег. Он не хотел, чтобы мать оставалась одна, когда все работали.
Свекровь была странной особой, но Тая привыкла к ней и стала разговаривать, словно с ребёнком. Ирина Сергеевна словно потеряла лет 10 из своей жизни, говорила о сыновьях, которым как будто было ещё по 20.
Помешанная на том времени, она рассказывала Тае множество всего того, что должно было уйти вместе с ней, являясь тайной. Однажды, доставая большой альбом с фотографиями своих путешествий, она показала ей одного мужчину в форме моряка. Загадочно улыбнувшись, женщина спросила, правда ли он красавчик.
Тая удивлённо смотрела на свою свекровь, потому что таким заговорческим тоном обычно шептались подруги о своих любовных увлечениях, но она побоялась обнаружить свои подозрения вслух.
А следом Ирина Сергеевна стала рассказывать про бурный роман с моряком, как она, уговариваемая мужчиной, хотела уже всё бросить и уехать к нему в Мурманск. Кавалер присылал ей дорогие подарки с поездок, писал письма о любви, и она почти уже поддалась, но так и не решилась, перерубив все концы их связи в самый ответственный момент, когда тот уже ждал её в своём городе.
Тая даже не собиралась разбираться выдумывает свекровь или данная история является правдой, поскольку не собиралась лезть в чужую жизнь. Тем более, что женщина тронулась умом.
Ирина Сергеевна часто забывала, что Таисия – супруга сына, рассуждая о чём-то. Она говорила, что вот, как только Лизонька родит наследника, так станет она нянчить её. Когда Тая говорила, что её зовут не Лиза, а Таисия, та удивлённо смотрела на неё, словно не понимая, что она говорит.
Про первую любовь своего супруга Таисия тоже узнала в красках от свекрови. Девушку звали Лиза, они вместе учились в школе, дружили и хотели пожениться уже к 20-ти годам. Но тут вмешался Виктор. Он поступил подло, как и невеста Степана.
Никто в семье так и не узнал истинных мотивов ссоры двух братьев, было не понятно, что именно тогда было. Лиза утверждала, что не была замешана в связи с Виктором, а тот говорил, что они были вместе на сеновале, где всё и произошло.
Свекровь Лизоньку любила и верила ей, но Степан сильно изменился в тот момент. Он замкнулся в себе, не желая рассказывать что-то и объяснять свои действия, не желая делиться с родными своими переживаниями и эмоциями.
Сначала в город уехал Виктор, а потом и Лиза, многие думать стали, что может быть они уехали вместе, хотя это не известно точно. Сколько потом приезжал Витя домой погостить, он всегда отвечал матери, что с ней не видится и ничего не знает про эту девушку.