Мы с Таро недавно путешествовали по острову Амакуса (Кумамото), где можно не только отдохнуть в природных горячих источниках, а еще посетить сохранившиеся христианские церкви, которые разбросаны по островам Амакуса и Хирадо. Острова соединяют мосты, так что осматривать достопримечательности удобно, передвигаясь на автомобиле.
Так как мы приехали в эти места всего на два дня - все увидеть не успели. Но в музее Христианства побывали. И сегодня я хочу вам его показать (хочу сразу извиниться - статья получилась очень длинная).
Перед входом - статуя легендарного Амакуса Сиро, 16 летнего вождя восстания христиан, вспыхнувшего в этих краях в 1637 году.
Часто музей называют его именем, об этом легендарном подростке написано в японских учебниках истории, он является одной из важных фигур японского христианства.
Напротив здания музея Амакуса Сиро - колокол и фигура Девы Марии. Вид с этого места открывается живописный (если бы не провода).
Таро не любит ходить по музеям, пришлось уговаривать зайти. Зато до сих пор напевает приставший мотив жалобной песни-молитвы восставших японских христиан: "Хикари-о, Хикари-о!" (сокр. "Света прошу!" "Освети!")
Дело в том, что в театральном зале был показан 20 минутный ролик о событиях тех лет под названием "Сиро Амакуса моего сердца". Этот трогательный фильм о гонениях христиан, об их тяжелой жизни и ужасах восстания. Несчастные измученные японские крестьяне в платочках "тэнугуи", завязанных под носом или подбородком (как носят наши бабушки), поют беззубыми ртами эту песню, сжимая в руках крестики.
До сих пор стоят перед глазами эти кадры. Умеют японцы разжалобить своими мультфильмами...
Но все по-порядку...
Заходим в первый зал музея.
Сначала проходим через длинный коридор - "туннель времени", он переносит нас в прошлое, на 450 лет назад.
Видим палубу корабля-галеона.
Все это напоминает небольшой тематический парк.
В музее (был открыт в 1966 году) - четыре выставочных площади, посвященных истории христианства в городе, выставки включают в себя различные христианские реликвии, археологические материалы, античную керамику.
Здесь хранится национальная культурная собственность Японии - "боевой флаг Амакусы Сиро". На нем видны следы, как говорят, от мечей и пятна крови "верных самураев Иисуса". На знамени надпись по-португальски: "Да славится наисвятейшее таинство (причастие)".
В те времена "какурэ кириситан" ("тайные христиане", "последователи Христа") молились тайно, в секретных комнатах, а их статуи Девы Марии внешне напоминали буддийскую богиню милосердия Каннон.
И вот мы переходим в зал, где демонстрируется ролик о знаменитом восстании, которое вспыхнуло в княжестве Симабара. Фильм начинается с рассказа о возникновения христианства в Японии.
Появилось оно в стране в середине XVI века, когда вместе с торговцами в страну стали съезжаться католические миссионеры: иезуиты, августинцы и францисканцы. Их проповеди были весьма успешны. Так, благодаря Франциску Ксавье (1506–1552), крещение стало принимать сотни японцев.
Франциск Ксаверий (Франсиско Ксавье), иезуит, высадившийся в Kagoshima 1549 году, придавал большое значение миссионерской работе в Японии. Говорят, что в то время почти все жители Нагасаки (а их проживало тогда около 25 тысяч человек) были христианами. В конце XVI века в Японии уже насчитывалось более 300 000 христиан.
В религии "кириситан" (христиан) японцев привлекала сама личность Христа - живого Бога, который любит всех - и богатых, и бедных, для которого все равны.
Принимали веру "Дэусу" (Иисуса) и даймё (князья), причем, некоторые - из корыстных соображений, ведь для них открывалась возможность на выгодных условиях торговать с европейцами и вооружать своих людей мушкетами, чтобы иметь преимущество в территориальных спорах с соседями, чьи солдаты выходили на сражения с мечами и луками.
Но мирный период внедрения христианства продлился недолго. Миссионеры слишком уж рьяно "нападали" на древние верования японцев - синтоизм и буддизм. Прибывающие в страну священники, оказывая влияние на местных князей, склоняли их выпускать указы, заставляющие всех их подданных незамедлительно принять новую веру, а синтоистских и буддистских и монахов изгнать. По провинциям рассылались отряды солдат, которые разрушали древние храмы и уничтожали святыни ("богомерзские идолы"), которым преклонялись японцы.
К концу XVI века прозападная коалиция князей-христиан, разбогатевшая на торговле с единоверцами, стала редко платить налоги центральным властям. В нарушение самурайского кодекса эти даймё уже не были верны своему сюзерену. Центральная власть понимала, что христианство может превратить страну в европейскую колонию.
В 1587 году Тоётоми Хидэёси ("объединитель страны", правил с 1585 по 1598), приказал миссионерам покинуть Японию. Те, кто остался затаились, притихли.
С тех пор прошло 9 лет, и вот в Японию на корабле "Святой Филипп" прибыло посольство короля Испании. Помимо дипломатов на судне находились и францисканцы-миссионеры.
Сперва местные власти были настроены дружелюбно, разрешили прибывшим поселиться в Киото, правда, с условием, что монахи не будут проповедовать.
Но тут Тоётоми Хидэёси донесли, что гости нарушают запрет. Кроме того, кто-то из приближенных прознал, что якобы, скоро прибудут корабли с солдатами, чтобы превратить Японию в испанскую колонию.
Правитель тут же приказал арестовать всех 26 человек, имевших отношение к францисканской миссии и по обвинению в антиправительственном заговоре распять на крестах в Нагасаки.
Хидэёси так объяснил причину этой казни - "а понравилось бы испанцам, если к ним для проповеди своей веры прибыли японцы, и стали смущать и нарушать мир и спокойствие в обществе? Разумеется, нет, поэтому можно понять, почему я так поступил."
Ну а японцам-христианам не оставалось ничего иного, как прятаться или принять смерть. Одни были вынуждены отречься от Христа, другие - нашли способы молиться тайно.
Христиан заставляли наступать на священные символы, тот, кто отказывался - был казнен, брошен в кипящие озера гейзеров.
В Амакуса много горячих источников-онсенов, температура воды в них разная - от едва теплой до кипятка, сварить заживо христианина было в те времена обычным делом.
В 1614 сёгун Токугава Иэясу (1542-1616), преемник Хидэёси, объявил христианство вне закона, и по стране прокатилась волна казней последователей Иисуса. Вдоль японских дорог потянулись ряды крестов с распятыми.
Такова была обстановка, на фоне которой развернулись трагические события в Амакуса, им, в основном, и посвящена вся экспозиция музея.
Восстание крестьян началось во владениях даймё (князя) Мацукура, известного своей жадностью и жестокостью.
Тогда случилось несколько неурожайных лет подряд. Обычно в такие тяжелые времена князья снижают налоги, но Мацакура считал, что "крестьяне как кунжутные семена - чем сильнее их жмешь, тем больше масла".
Даймё решил построить для себя новую резиденцию - замок Симабара и в дополнение к обычной продуктовой подати ввел новые налоги. В результате в провинции начался голод. Осенью 1637 года его люди вынуждены были питаться травами и морскими водорослями.
А тех, кто осмеливался идти против воли даймё и скрывал запасы риса, чтобы спастись от голода, местные власти жестоко наказывали.
Во владениях Мацукура применяли страшное наказание под названием "пляска мино". Жертве связывали за спиной руки и одевали соломенный дождевик-мино. Накидку из соломы поджигали и человек превращался в живой факел. После такого редко кто выживал.
Но не только это довело до крайности местных крестьян. Острова Амакуса в то время были населены христианами, а Мацукура был верен богам предков и, мало того, что "душил" свой народ налогами, еще и устраивал зверские антихристианские гонения. После ареста и казни группы тайных последователей Иисуса, терпению голодных и измученных крестьян пришел конец, и 17 декабря 1637 года поднялось восстание.
Пламя мятежа быстро охватило острова Амакуса. К повстанцам присоединились ронины (самураи без хозяина). Благодаря им, отряды земледельцев превратились в серьезную боевую силу.
Правитель Нагасаки Терадзава Хиротака послал тогда в провинцию карательный отряд в 3000 копий, он был уверен, что солдаты легко разгонят голодранцев, вооруженных мотыгами.
Но отряд угодил в засаду, и у повстанцев появилось трофейное оружие.
К тому же, через миссионеров от португальских купцов армия христиан стала получать мушкеты.
И вот, восставшие крестьяне начали одерживать над правительственными войсками одну победу за другой.
Возглавил восстание, как уже говорилось выше, 16-летний Амакуса Сиро. Настоящее имя - Масуда Сиро. Юноша родился на острове Ояносима (Амакуса), дата его рождения не точна, но считается что в 1622.
Есть предположение, что отцом Сиро был самурай, ставший христианином. Семья Масуды была состоятельной, и парень получил хорошее образование.
Грамотный, статный и красивый - он стал прославляться среди христиан как мессия и сын Божий.
Позднее юноша взял себе христианское имя Хиэронимо (Иероним).
Многие факты его биографии неизвестны.
Зато сохранилось много легенд.
Так, ходят предания, будто юный герой умел ходить по воде, извергать изо рта огонь, понимал язык птиц, а однажды даже вернул зрение слепой девушке.
Большинство восставших верили, что Амакуса Сиро - Мессия, который поможет им построить светлое общество добра и справедливости.
Для них юноша был "Четвёртым сына Неба", о появление которого когда-то говорил в проповедях миссионер Св. Франциск Ксавьер.
По предсказанию иезуита "Четвёртый сын" должен встать во главе христиан в Японии, он получит послание с небес в виде белого голубя, из которого выпадет яйцо - в нем будет книга. Сиро Амакуса, якобы, получил это послание.
Восстание под предводительством "Четвёртого сына Неба" не могли подавить целых 5 месяцев - бунтовщики разбивали небольшие воинские подразделения, высылаемые из ближних провинций.
Когда из центра прибыл многочисленный отряд, восставшие уже укрепились в заброшенном замке Хара. Крепость идеально подходила для длительной обороны - она была окружена морем и прикрыта высокими скалами. Считается, что правительственные войска потеряли при осаде замка более 10 000 солдат, включая старших офицеров и командующего.
Даже сегодня многих специалистов поражают высокий боевой дух и продуманные четкие действия осажденных. Удивительно, но повстанцы почти полгода успешно отражали все атаки.
В марте 1638 под стены христианской крепости было стянуты 125 000 солдат со всех провинций. Но и этой армии не удавалось сломить 37 000 простых крестьян (в их число входили женщины и дети).
А помогли правительственным силам одолеть восставших христиан - христиане.
По просьбе японских властей управляющий торговой миссией голландской Ост-Индской компании - христианин Николаус Кукебакер отдал распоряжение экипажу корабля "Рип" начать обстрел замка Хара из пушек, и стены, на которых развевались знамена с ликами Христа и святых, стали рушиться от снарядов.
После подавления восстания власти страны запретили иностранным судам даже приближаться к японским берегам, исключение было сделано только для голландцев.
В итоге все 37 000 защитников замка, включая женщин и детей, погибли.
Голова вождя восстания - Сиро Амакуса, как и головы многих других восставших, была выставлена на пике в Нагасаки. Перед смертью юноша написал стих: "Все те, кто был со мной в осажденном замке, теперь станут моими друзьями в ином мире".
Ну вот в общем-то все, что мы узнали в этом музее.
Образ Амакусы Сиро часто встречается в японских фильмах и аниме, его изображаю то демоном, в момент смерти отвергшем Бога, то пришельцем с другой планеты.
Кроме того, компания "Volks" выпустила куклу под именем "Амакуса Сиро Токисада" (Amakusa Shirou Tokisada Super Dollfie SD13), стоимость которой около 93500 иен (~50 000 руб.).
И что интересно, несмотря на то, что в Японии христиан сейчас едва ли наберется более 1%, Амакуса Сиро считается у японцев национальным героем - раз он был искренен в своей вере, вел за собой людей, зажигая сердца, и погиб смертью храбрых - значит, заслужил "хоганбиики" - причисления к сонму поверженных героев. Ведь для японцев не важно, кто какую веру исповедовал - главное, чтоб человек был хороший, светлый и целеустремленный.
При выходе из музея - комната для медитации. В просторном зале с высокими потолками открывается таинственное пространство, сотканное из звука и света - здесь изображается вознесение 37 000 душ (включая Сиро Амакуса), погибших во время Симабарского восстания.
Нет, правда, очень жаль несчастных крестьян! Они мечтали хоть о каком-то просвете в своей тяжелой темной жизни...
- "Хикари-о!" - жалобно молили они, - "Хикари-о..."
Надеюсь, их души обрели свет и покой.
После просмотра фильма и экспозиций музея, говорят, у многих возникают противоречивые чувства...
Хорошо, что здесь можно вот так просто посидеть на подушках, расслабиться и подумать о скоротечности и хрупкости нашей жизни, о том как важно ценить каждый день и каждый миг...
Уважаемые читатели моего блога!
Сейчас Дзен показывает статьи, посты и видео только подписчикам, поэтому буду благодарна всем, кто подписывается и делает репосты - в настоящее время это важно! Пожалуйста, делитесь публикациями, подписывайтесь, чтоб не потеряться и не пропустить новые статьи, буду признательна всем, кто проявляет активность в комментариях.
Группа в ВК - https://vk.com/my_nippon
Также, возможно, интересно будет почитать: