Найти тему

16-летний японец, возглавивший восстание. Побывали в музее Христианства

Мы с Таро недавно путешествовали по острову Амакуса (Кумамото), где можно не только отдохнуть в природных горячих источниках, а еще посетить сохранившиеся христианские церкви, которые разбросаны по островам Амакуса и Хирадо. Острова соединяют мосты, так что осматривать достопримечательности удобно, передвигаясь на автомобиле.

Так как мы приехали в эти места всего на два дня - все увидеть не успели. Но в музее Христианства побывали. И сегодня я хочу вам его показать (хочу сразу извиниться - статья получилась очень длинная).

Перед входом - статуя легендарного Амакуса Сиро, 16 летнего вождя восстания христиан, вспыхнувшего в этих краях в 1637 году.
Часто музей называют его именем, об этом легендарном подростке написано в японских учебниках истории, он является одной из важных фигур японского христианства.
Напротив здания музея Амакуса Сиро - колокол и фигура Девы Марии. Вид с этого места открывается живописный (если бы не провода).

Таро не любит ходить по музеям, пришлось уговаривать зайти. Зато до сих пор напевает приставший мотив жалобной песни-молитвы восставших японских христиан: "Хикари-о, Хикари-о!" (сокр. "Света прошу!" "Освети!")
Дело в том, что в театральном зале был показан 20 минутный ролик о событиях тех лет под названием "Сиро Амакуса моего сердца". Этот трогательный фильм о гонениях христиан, об их тяжелой жизни и ужасах восстания. Несчастные измученные японские крестьяне в платочках "тэнугуи", завязанных под носом или подбородком (как носят наши бабушки), поют беззубыми ртами эту песню, сжимая в руках крестики.

-4

До сих пор стоят перед глазами эти кадры. Умеют японцы разжалобить своими мультфильмами...

Но все по-порядку...
Заходим в первый зал музея.
Сначала проходим через длинный коридор - "туннель времени", он переносит нас в прошлое, на 450 лет назад.
Видим палубу корабля-галеона.

-5

Все это напоминает небольшой тематический парк.

В музее (был открыт в 1966 году) - четыре выставочных площади, посвященных истории христианства в городе, выставки включают в себя различные христианские реликвии, археологические материалы, античную керамику.

Здесь хранится национальная культурная собственность Японии - "боевой флаг Амакусы Сиро". На нем видны следы, как говорят, от мечей и пятна крови "верных самураев Иисуса". На знамени надпись по-португальски: "Да славится наисвятейшее таинство (причастие)".

-8

В те времена "какурэ кириситан" ("тайные христиане", "последователи Христа") молились тайно, в секретных комнатах, а их статуи Девы Марии внешне напоминали буддийскую богиню милосердия Каннон.

-9

И вот мы переходим в зал, где демонстрируется ролик о знаменитом восстании, которое вспыхнуло в княжестве Симабара. Фильм начинается с рассказа о возникновения христианства в Японии.
Появилось оно в стране в середине XVI века, когда вместе с торговцами в страну стали съезжаться католические миссионеры: иезуиты, августинцы и францисканцы. Их проповеди были весьма успешны. Так, благодаря Франциску Ксавье (1506–1552), крещение стало принимать сотни японцев.

-10

Франциск Ксаверий (Франсиско Ксавье), иезуит, высадившийся в Kagoshima 1549 году, придавал большое значение миссионерской работе в Японии. Говорят, что в то время почти все жители Нагасаки (а их проживало тогда около 25 тысяч человек) были христианами. В конце XVI века в Японии уже насчитывалось более 300 000 христиан.
В религии "кириситан" (христиан) японцев привлекала сама личность Христа - живого Бога, который любит всех - и богатых, и бедных, для которого все равны.

-11

Принимали веру "Дэусу" (Иисуса) и даймё (князья), причем, некоторые - из корыстных соображений, ведь для них открывалась возможность на выгодных условиях торговать с европейцами и вооружать своих людей мушкетами, чтобы иметь преимущество в территориальных спорах с соседями, чьи солдаты выходили на сражения с мечами и луками.

-12

Но мирный период внедрения христианства продлился недолго. Миссионеры слишком уж рьяно "нападали" на древние верования японцев - синтоизм и буддизм. Прибывающие в страну священники, оказывая влияние на местных князей, склоняли их выпускать указы, заставляющие всех их подданных незамедлительно принять новую веру, а синтоистских и буддистских и монахов изгнать. По провинциям рассылались отряды солдат, которые разрушали древние храмы и уничтожали святыни ("богомерзские идолы"), которым преклонялись японцы.

-13

К концу XVI века прозападная коалиция князей-христиан, разбогатевшая на торговле с единоверцами, стала редко платить налоги центральным властям. В нарушение самурайского кодекса эти даймё уже не были верны своему сюзерену. Центральная власть понимала, что христианство может превратить страну в европейскую колонию.

-14

В 1587 году Тоётоми Хидэёси ("объединитель страны", правил с 1585 по 1598), приказал миссионерам покинуть Японию. Те, кто остался затаились, притихли.
С тех пор прошло 9 лет, и вот в Японию на корабле "Святой Филипп" прибыло посольство короля Испании. Помимо дипломатов на судне находились и францисканцы-миссионеры.

-15

Сперва местные власти были настроены дружелюбно, разрешили прибывшим поселиться в Киото, правда, с условием, что монахи не будут проповедовать.
Но тут Тоётоми Хидэёси донесли, что гости нарушают запрет. Кроме того, кто-то из приближенных прознал, что якобы, скоро прибудут корабли с солдатами, чтобы превратить Японию в испанскую колонию.
Правитель тут же приказал арестовать всех 26 человек, имевших отношение к францисканской миссии и по обвинению в антиправительственном заговоре распять на крестах в Нагасаки.

Хидэёси так объяснил причину этой казни - "а понравилось бы испанцам, если к ним для проповеди своей веры прибыли японцы, и стали смущать и нарушать мир и спокойствие в обществе? Разумеется, нет, поэтому можно понять, почему я так поступил."

-16

Ну а японцам-христианам не оставалось ничего иного, как прятаться или принять смерть. Одни были вынуждены отречься от Христа, другие - нашли способы молиться тайно.
Христиан заставляли наступать на священные символы, тот, кто отказывался - был казнен, брошен в кипящие озера гейзеров.
В Амакуса много горячих источников-онсенов, температура воды в них разная - от едва теплой до кипятка, сварить заживо христианина было в те времена обычным делом.

-17

В 1614 сёгун Токугава Иэясу (1542-1616), преемник Хидэёси, объявил христианство вне закона, и по стране прокатилась волна казней последователей Иисуса. Вдоль японских дорог потянулись ряды крестов с распятыми.
Такова была обстановка, на фоне которой развернулись трагические события в Амакуса, им, в основном, и посвящена вся экспозиция музея.

Восстание крестьян началось во владениях даймё (князя) Мацукура, известного своей жадностью и жестокостью.
Тогда случилось несколько неурожайных лет подряд. Обычно в такие тяжелые времена князья снижают налоги, но Мацакура считал, что "крестьяне как кунжутные семена - чем сильнее их жмешь, тем больше масла".
Даймё решил построить для себя новую резиденцию - замок Симабара и в дополнение к обычной продуктовой подати ввел новые налоги. В результате в провинции начался голод. Осенью 1637 года его люди вынуждены были питаться травами и морскими водорослями.

-18

А тех, кто осмеливался идти против воли даймё и скрывал запасы риса, чтобы спастись от голода, местные власти жестоко наказывали.
Во владениях Мацукура применяли страшное наказание под названием "пляска мино". Жертве связывали за спиной руки и одевали соломенный дождевик-мино. Накидку из соломы поджигали и человек превращался в живой факел. После такого редко кто выживал.

-19

Но не только это довело до крайности местных крестьян. Острова Амакуса в то время были населены христианами, а Мацукура был верен богам предков и, мало того, что "душил" свой народ налогами, еще и устраивал зверские антихристианские гонения. После ареста и казни группы тайных последователей Иисуса, терпению голодных и измученных крестьян пришел конец, и 17 декабря 1637 года поднялось восстание.
Пламя мятежа быстро охватило острова Амакуса. К повстанцам присоединились ронины (самураи без хозяина). Благодаря им, отряды земледельцев превратились в серьезную боевую силу.

Правитель Нагасаки Терадзава Хиротака послал тогда в провинцию карательный отряд в 3000 копий, он был уверен, что солдаты легко разгонят голодранцев, вооруженных мотыгами.
Но отряд угодил в засаду, и у повстанцев появилось трофейное оружие.

-20

К тому же, через миссионеров от португальских купцов армия христиан стала получать мушкеты.
И вот, восставшие крестьяне начали одерживать над правительственными войсками одну победу за другой.

Возглавил восстание, как уже говорилось выше, 16-летний Амакуса Сиро. Настоящее имя - Масуда Сиро. Юноша родился на острове Ояносима (Амакуса), дата его рождения не точна, но считается что в 1622.
Есть предположение, что отцом Сиро был самурай, ставший христианином. Семья Масуды была состоятельной, и парень получил хорошее образование.
Грамотный, статный и красивый - он стал прославляться среди христиан как мессия и сын Божий.
Позднее юноша взял себе христианское имя Хиэронимо (Иероним).
Многие факты его биографии неизвестны.

-21

Зато сохранилось много легенд.
Так, ходят предания, будто юный герой умел ходить по воде, извергать изо рта огонь, понимал язык птиц, а однажды даже вернул зрение слепой девушке.
Большинство восставших верили, что Амакуса Сиро - Мессия, который поможет им построить светлое общество добра и справедливости.
Для них юноша был "Четвёртым сына Неба", о появление которого когда-то говорил в проповедях миссионер Св. Франциск Ксавьер.
По предсказанию иезуита "Четвёртый сын" должен встать во главе христиан в Японии, он получит послание с небес в виде белого голубя, из которого выпадет яйцо - в нем будет книга. Сиро Амакуса, якобы, получил это послание.

-22

Восстание под предводительством "Четвёртого сына Неба" не могли подавить целых 5 месяцев - бунтовщики разбивали небольшие воинские подразделения, высылаемые из ближних провинций.

Когда из центра прибыл многочисленный отряд, восставшие уже укрепились в заброшенном замке Хара. Крепость идеально подходила для длительной обороны - она была окружена морем и прикрыта высокими скалами. Считается, что правительственные войска потеряли при осаде замка более 10 000 солдат, включая старших офицеров и командующего.

-23

Даже сегодня многих специалистов поражают высокий боевой дух и продуманные четкие действия осажденных. Удивительно, но повстанцы почти полгода успешно отражали все атаки.
В марте 1638 под стены христианской крепости было стянуты 125 000 солдат со всех провинций. Но и этой армии не удавалось сломить 37 000 простых крестьян (в их число входили женщины и дети).
А помогли правительственным силам одолеть восставших христиан - христиане.
По просьбе японских властей управляющий торговой миссией голландской Ост-Индской компании - христианин Николаус Кукебакер отдал распоряжение экипажу корабля "Рип" начать обстрел замка Хара из пушек, и стены, на которых развевались знамена с ликами Христа и святых, стали рушиться от снарядов.

-24

После подавления восстания власти страны запретили иностранным судам даже приближаться к японским берегам, исключение было сделано только для голландцев.
В итоге все 37 000 защитников замка, включая женщин и детей, погибли.
Голова вождя восстания - Сиро Амакуса, как и головы многих других восставших, была выставлена на пике в Нагасаки. Перед смертью юноша написал стих: "Все те, кто был со мной в осажденном замке, теперь станут моими друзьями в ином мире".

-25

Ну вот в общем-то все, что мы узнали в этом музее.
Образ Амакусы Сиро часто встречается в японских фильмах и аниме, его изображаю то демоном, в момент смерти отвергшем Бога, то пришельцем с другой планеты.
Кроме того, компания "Volks" выпустила куклу под именем "Амакуса Сиро Токисада" (Amakusa Shirou Tokisada Super Dollfie SD13), стоимость которой около 93500 иен (~50 000 руб.).

-26

И что интересно, несмотря на то, что в Японии христиан сейчас едва ли наберется более 1%, Амакуса Сиро считается у японцев национальным героем - раз он был искренен в своей вере, вел за собой людей, зажигая сердца, и погиб смертью храбрых - значит, заслужил "хоганбиики" - причисления к сонму поверженных героев. Ведь для японцев не важно, кто какую веру исповедовал - главное, чтоб человек был хороший, светлый и целеустремленный.

-27

При выходе из музея - комната для медитации. В просторном зале с высокими потолками открывается таинственное пространство, сотканное из звука и света - здесь изображается вознесение 37 000 душ (включая Сиро Амакуса), погибших во время Симабарского восстания.
Нет, правда, очень жаль несчастных крестьян! Они мечтали хоть о каком-то просвете в своей тяжелой темной жизни...
- "Хикари-о!" - жалобно молили они, - "Хикари-о..."
Надеюсь, их души обрели свет и покой.

После просмотра фильма и экспозиций музея, говорят, у многих возникают противоречивые чувства...
Хорошо, что здесь можно вот так просто посидеть на подушках, расслабиться и подумать о скоротечности и хрупкости нашей жизни, о том как важно ценить каждый день и каждый миг...

Уважаемые читатели моего блога!
Сейчас Дзен показывает статьи, посты и видео только подписчикам, поэтому буду благодарна всем, кто подписывается и делает репосты - в настоящее время это важно! Пожалуйста, делитесь публикациями, подписывайтесь, чтоб не потеряться и не пропустить новые статьи, буду признательна всем, кто проявляет активность в комментариях.
Группа в ВК - https://vk.com/my_nippon

Также, возможно, интересно будет почитать: