Продолжаю – начало см.: Почитание святых Бориса и Глеба как пример нашего культурного тождества с Европой – читать работу выдающегося российского мыслителя – в который раз повторю: недооцененного и аналитики которого нам сейчас так не хватает – Вадима Цымбурского: «Две Евразии: омонимия как ключ к идеологии раннего евразийства». Раннее, еще в сумерках, утро посвятим рассмотрению следующей цитаты.
«В раннеевразийских текстах подобной связи мы не найдем вовсе. Переняв у Маккиндера мотив «России — оси истории», малоактуальный для центральноевропейца Хаусхофера, евразийцы зато оказались полностью чужды идее трансконтинентальных блоков, в том числе и мысли о союзе “сердцевины суши” с Центральной Европой».
Ну? Разве не актуальны размышления евразийцев столетней давности в контексте непростого дня сегодняшнего? Разве нынешние так называемые патриоты – политолог Борис Межуев определяет их как «партию войны» – не рассуждают схожим образом?
Рассуждают. Вот поэтому нам и не хватает Цымбурского, равно как и грамотных образованных аналитиков. Ибо Россия – равно как и впрочем какое-либо другое государство – не может существовать изолированно, только с опорой на собственные ресурсы.
Даже при проведение спасшей нас всех от нацистского порабощения индустриализации понадобилась помощь американцев. Что уж говорить о дне сегодняшнем.
Нет, особо одаренные сограждане видят альтернативу Западу – технологическому сотрудничеству с ним – на Востоке. Однако не позже как вчера в эфире «Восточной шкатулки» наш ведущий китаевед Алексей Маслов предостерег от подобного рода мечтаний, отметив гораздо более жесткий характер ведения бизнеса в Поднебесной, нежели на условном – мне самому этот термин не нравится – Западе.
В самом деле, выжимая технологии у нас в девяностые, Китай не будет спешить делиться своими в наступившем тысячелетии.
Наследие же эпохи ельцинизма не оставляет нам шансы на научно-технологическое развитие в автономном режиме. Соответственно, альтернативы для нас возобновлению контактов с ведущими европейскими странами – Германией и Францией прежде всего – я не вижу.
Да и они, думаю, также в заинтересованы в этом, на уровне по крайней мере научных кругов. Дело за политическими элитами. Я также полагаю, что следом за возобновлением контактов в сфере науки – быть может будущие – элиты той же Франции со временем задумаются над реанимацией некогда сформулированной де Голлем идеи Европы от Лиссабона до Владивостока.
Ибо ориентация на США, в особенности после несомненно организованной ими – ибо: а кем еще? – диверсии против Северного потока, ставит под угрозу суверенитет ведущих стран Евросоюза
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал
Игорь Ходаков