Одна из четырех основополагающих мотиваций человека отвечает на вопрос: «Нравится ли мне моя жизнь?». В этой статье я расскажу, как найти ответ на этот базовый вопрос существования и что делать если ответ отрицательный.
В этом вопросе речь идет о полноте эмоциональной жизни, о способности испытывать печаль и грусть, когда утрачивается что-то ценное и важное, а также об искусстве наслаждаться жизнью, замечать то хорошее, что в ней есть, умению радоваться мелочам. Здесь речь о возможности личности быть всесторонне включенной в свою жизнь, жизнь близких людей и в происходящие события в целом. Под “всесторонней включенностью” стоит понимать не только мысленное присутствие, но также весь спектр восприятия мира данный нам в ощущениях, эмоциях инсайтах и догадках.
Для этой мотивации важна тема близости, отношений с собой, отношений с другими и в целом с миром. Раскрытие этой основополагающей мотивации способствует повышению жизненных сил, реализации стремлений человека, раскрытию и проявлению им своих истинных ценностей, развитию близких отношений с собой и с другими людьми. Что в результате приводит к снижению жизненного дискомфорта и обретению спокойствия и ясности в повседневных делах и заботах.
Если человек не чувствует радости, наполненности и смысла в своей жизни, то он задаёт себе вопрос:«А имеет ли смысл вообще жить такую жизнь?»
Это так же напрямую имеет отношение к нашей способности и умению проживать трудный эмоции, такие как печаль и грусть. Эти эмоции появляются каждый раз, когда из жизни человека уходит что-то важное и ценное. Это, конечно же, и о способности наслаждаться жизнью, видеть в ней то светлое и хорошее, что в ней несомненно есть. Если у вас в жизни мало вещей, людей и событий, которые приносят вам радость и удовольствие, а вы сами склонны делать ТОЛЬКО то, что НАДО, то у вас есть большой риск прийти в состояние истощения, эмоциональной тупости и даже депрессии.
Когда в жизни человека преобладает то, что ему не нравится, и он вынужден делать только то, что не приносит ему радости и удовольствие, то внутренний источник его психологической устойчивости иссякает, его ресурс не пополняется, нарушается внутренний баланс, теряется кредит внутреннего доверия к жизни, исчезает смысл. Человек становится похож на биоробота, который выполняет спущенные ему сверху программы, повторяет каждый день одни и те же монотонные действия, говорит одними и теми же заученными фразами, которые не приносит ему никакого удовлетворения и радости. Постепенно его краски жизни становятся тусклыми и серыми.
Часто мы теряем смысл и не видим ценности в том, что мы делаем, мы забываем какую пользу эта деятельность приносит другим, и что в результате нашего труда получаем мы и наши близкие, ради чего все это.
Есть характерная категория людей, у которой формируется мнение и чёткое ощущение, что они не имеют права реализовывать свои личные желания, которые приносит радость и удовольствие именно им. Их основная установка в том, что они должны всем вокруг, кроме себя самих. Такие люди тратят свой ресурс на то, чтобы соответствовать ожиданиям других людей о себе и ни в коем случае никого не расстраивать, сильно не высовываться из серой массы клонированных биороботов.
В таком случае человек часто игнорирует свои желания и эмоции, что в результате приводит к исчерпанию внутреннего психологического ресурса, к затуханию личности, подавленности и депрессии.
У таких людей, как правило, нет времени прислушаться к себе, к своим желаниям и попытаться их реализовать. Им некогда, им нужно реализовывать желания и потребности других, чтобы чувствовать себя в привычном сценарии одобрения кем-то сверху, чтобы все было нормально. Часто у таких людей присутствует чёткое ощущение, что у них нет права на то, чтобы делать так, как нравится лично им, делать то, что полезно именно для них. Такие люди игнорируют свои желания и игнорируют себя. Их фокус смещен исключительно в сторону долженствования. В этом состоянии человек теряет свои потребности и забивает на них, они как бы не важны. И это является смещением центра тяжести или излишним перекосом в сторону чужих желаний в ущерб своим. Тут явно теряется принцип золотой середины или равностного, сбалансированного пути к личному благополучию. Человек «надевает кислородные маски» на всех вокруг, кроме себя самого.
И в этой позиции долженствования есть некоторый эгоизм, потому что, тратя весь свой ресурс в удовлетворение потребности других, не пополняя свой, человек только тратит его и теряет свой ресурс. Такой человек как бы решает себя энергии, которую он хотел бы потратить на решение всех задач, которые он хочет решить для других. Поэтому забота о себе здесь приобретает важный смысл - для того, чтобы реализовывать свое доминирующее желание помогать другим, нужно в первую очередь помочь себе, чтобы была энергия помогать другим. «Сначала наденьте кислородную маску на себя, потом…».
Множественные примеры из практики общения с людьми, которые приезжают на наши ежемесячные ретриты говорят о том, что многие взрослые люди не могут понять, что же на самом деле они хотят делать, как они хотят проводить свободное от работы время, как бы они хотели развиваться, к каким целям в жизни идти. Часто они попадают к нам на ретриты в тот момент, когда внешние признаки говорят о том, что их жизнь сложилась как было запланировано по сценарию. И все вроде хорошо, но в ней нет того смысла, который придает жизни вкус, запах, цвета и краски.
Если заглянуть в биографию таких людей, то там чаще всего видно, что в детстве такие дети были вынуждены следовать желаниям и интересам родителей. Родители решали за них, что им стоит хотеть и чего не стоит желать, что нужно делать и вообще что для ребёнка хорошо, а чего нельзя допускать. Такая категория родителей всегда лучше знает, что их ребёнку подходит. Это, конечно же, делается из лучших побуждений и любви, но напрочь лишено свободы выбора, спонтанной радости и детской непосредственности.
Обратная сторона этой медали в том, что у таких детей не было возможности научиться спрашивать себя: «Что я хочу?», «Подходит ли мне то, что мне предлагают?». Такие люди часто испытывали стыд и чувство вины за то, что пытались реализовать какие-то свои внутренние потребности и желания. Их всеми силами стремились разучить играть в бесполезные игры, мечтать о глупостях, получать удовольствие от недостойных занятий и т.д. В таких семьях не принято говорить о своих желаниях и, тем более, нет опыта их реализации.
У таких людей нет опыта и навыка прислушиваться к своим желаниям, задавать себе вопрос о том, чего они хотят в данный момент для себя лично. Нет опыта позволять себе реализовывать свои желания, но зато очень много страха там, где есть возможность выпустить на волю свои искренние мечты и фантазии. Во время мыслей о реализации своих потаенных стремлений, у таких людей всегда включается внутренний критик (родитель) который понятно, доходчиво и очень рационально объясняет им, почему этого не стоит делать и что им будет плохо, если они посмеют следовать за своими эмоциями и желаниями. Как правило, такие люди сразу же рисуют себе картину катастрофы вселенского масштаба в том случае, если они последуют за своим желанием и реализуют его. В случае, если они поддадутся на свои эмоции, они будут «полными эгоистами», «думающими только о себе и своих низменных желаниях». И чувство вины должно, несомненно, задавить их своей тяжестью под слова назидания тех, кто заранее предупреждал о том, что «добром это не кончится».
Такие люди не умеют говорить о том, что им не нравится.
Все это не говорит о том, что нужно забить на всех окружающих и думать только о себе, потакая всем своим желаниям, а о том, что в таких случаях речь идет о том, что центр тяжести явно смещен в сторону «ты должен(а)…». Речь тут не идет о бесконтрольном потакании всем свои желаниям и хотелкам, многие из них могут быть даже вполне себе незаконными или аморальными. Речь идет о здравом смысле и золотой середине, где мы находим баланс между должен и хочу, не проваливаясь в один из спектров этой дихотомии.
Это важно, потому что, если вы именно такой человек, то у вас есть очень большой риск не прожить свою жизнь так, как вы бы сами хотели. Ваши желания и эмоции имеют шанс остаться закрытыми и упакованными в темный сундук долженствования, окутанным чувством вины и приправленный стыдом за свои неуместные хотелки. У вас может так и не оказаться возможности понять свои истинные желания, открыть свои персональные ценности, потому что нет времени на всякие глупости, ведь нужно делать то, что нужно и нельзя останавливаться, ибо без вас мир рухнет и все пойдет по одному месту.
Контролирующий родитель у руля не допускает всяких там сантиментов и глупых детских фантазий, он то лучше всех знает, что вам нужно, вон и план-инструкция уже даже есть.
Не открываясь своим эмоциям и желаниям и делая только то, что нужно, вы в своей будничной действительности постоянно теряете интерес к происходящему, не чувствуете что живете. Все серое и безликое, на вкус как пресный компот из вчерашней банальности. Яркие краски теряют свой блески и тускнеют в тумане унылой предсказуемости. Вы продолжаете плыть по течению своей однообразной реальности в сторону неминуемого конца, где нет радости и удовольствия от наполненной смыслом, не зря прожитой жизни.
Что делать если вам трудно отвечать на вопрос: «Нравится ли мне моя жизнь?»
Чтобы избежать депрессии, апатии и потери своих жизненных стремлений и смысла жизни в целом, необходимо обратить внимание на свои эмоции, свои желания и начать изучать этот внутренний мир. Наступает время разобраться в нем, и навести там ревизию, понять чего не хватает, а что там есть в избытке. Попробовать учитывать эмоции и проявлять больше внимание к тому, что было незаслуженно забыто. Практически научиться это делать можно при помощи практик осознанности, которые, как раз, помогают человеку выработать навык обращать внимание на свои эмоции, и прислушиваться к своему внутреннему состоянию и тем импульсам, которые возникают.
По моему опыту сделать это лучше всего можно при помощи такого современного инструмента саморазвития и анализа, как практики осознанности, в которых скрыт большой потенциал для ответа на тот самый ключевой вопрос, о котором шла речь выше.
Повышение осознанности и развитие навыков саморефлексии не являются волшебной таблеткой, дающей ответы на все вопросы. Но они точно работают не хуже, чем психоаналитик и групповая терапия в одном флаконе. Начиная практиковать, вы начинаете осознавать в себе те самые сценарии долженствования и стремления делать все так, как говорили мне взрослые. Вы начинаете замечать, что не испытываете радости и не идете дорогой благополучия и радости, а свернули куда-то не туда.
У практикующих появляется возможность открыть для себя потенциал распознавания своих эмоций и умение определять тот самый импульс, указывающий нам на то, что нам нравится, а что нет. Осознанные люди не потакают все своим импульсам, они просто получают больше исходной информации для принятия решений и, как бы, ярче чувствуют жизнь, видят ответы на нужные вопросы более четче и яснее.
Если вы никогда не пробовали практики осознанности и не знаете, что это такое, то можете просто почитать о них на этом канале, подписавшись на обновления или перейдя на него прямо сейчас.
Также вы можете на практике познакомиться с тем, что дает возможность развивать в себе навык поиска ответов на жизненно важные вопросы. Каждый день в 10-00 утра и в 9-00 часов вечера, лучшие преподаватели практик осознанности проводят бесплатные занятия для сообщества тех, кто искренне интересуется осознанностью, и получает пользу от развития навыков, которые она открывает. Хотите присоединиться и попробовать практиковать? Переходите по ссылке, и присоединяйтесь к нам на ближайшей практике.
✅ Ссылка на чат сообщества в Telegram https://t.me/+A56w1DiTxxRkNjJi.
Автор статьи - Владимир Курсов
Tелеграмм канал - https://t.me/PsyMeditary
Instagram - https://bit.ly/3UNYUXr
Youtube - https://bit.ly/3h1QP0o