Существует ли ассоциация между СПЯ и преэклампсией (ПЭ)? Есть данные, позволяющие предположить, что пациентки с СПЯ находятся в группе риска развития ПЭ, однако в нескольких исследованиях не было найдено независимой ассоциации между СПЯ и ПЭ.
СПЯ встречается у 6-18% женщин репродуктивного возраста и является самой распространённой среди них эндокринной патологией. Он диагностируется в соответствии с Роттердамскими критериями (олиго/ановуляция + клинические/биохимические признаки гиперандрогении + УЗ-критерии) при исключении иной этиологии (ВДКН, андроген-секретирующие опухоли, синдром Кушинга, СТГ-секретирующие опухоли гипофиза), однако имеет широкий спектр фенотипических проявлений, которые могут различаться в разных этнических группах. Для некоторых из них будут более характерны гирсутизм и ожирение.
СПЯ ассоциирован с инсулинорезистентностью, гипертензией, дислипидемией, бесплодием и нежелательными акушерскими исходами. У женщин с СПЯ повышен риск невынашивания, гипертензивных осложнений беременности, ГСД, преждевременных родов, и этот риск варьирует в соответствии с фенотипом СПЯ.
Преэклампсия поражает 3-5% беременных. Считается, что есть 2 варианта ПЭ:
- с ранним началом, возникает в результате активации плацентарных антиангиогенных факторов;
- с поздним началом, или материнская, возникает в результате эндотелиальной дисфункции у матери, приводящей к микроваскулярным нарушениям.
Факторами риска являются ожирение, поздний возраст матери, предсуществующая сосудистая патология - многие из этих факторов риска есть у пациенток с СПЯ.
В нескольких исследованиях высказано предположение о связи СПЯ и ПЭ, в то время как в других была обнаружена ассоциация только у фенотипов с гиперандрогенией или с инсулинорезистентностью, либо не была подтверждена корреляция.
Есть данные о повышенном риске ПЭ при наличии избыточной массы тела, ожирения, гиперандрогении, хронической ановуляции, выраженной инсулинорезистентности. К примеру, в одном из проспективных когортных исследований повышенный ИМТ оказался самым точным предиктором ПЭ.
В дополнение, беременные с СПЯ, в сравнении с беременными без СПЯ, более вероятно будут первородящими, будут иметь ожирение, будут иметь в анамнезе лечение бесплодия, а каждый из этих факторов является независимо ассоциированным с ПЭ.
В силу гетерогенности пациенток с СПЯ и ограничений проведённых исследований, ассоциация между СПЯ и ПЭ остается неясной. Точная причина, по которой СПЯ может приводить к ПЭ, не установлена, хотя свою роль могут играть аномальное развитие плаценты, сосудистая дисфункция и/или оксидативный стресс.
Целью исследования явились:
- изучение ассоциации между СПЯ и ПЭ,
- определение конкретных клинических проявлений СПЯ, связанных с ПЭ.
Исследование проводилось ретроспективно по типу "случай-контроль" на 870 пациентках с одноплодной беременностью: 435 пациенток с ПЭ и 435 без ПЭ, сравнивались каждые роды с ПЭ (случай) и следующие за ними роды без ПЭ (контроль) в том же сроке беременности (до недели расхождения).
Были включены роды с 01.01.2011 до 31.12.2015 в университетском госпитале уровня третичной медицинской помощи.
Характеристики пациенток представлены в таблице 1:
Медиана возраста составила 32,0 года в группе случай и 32,5 года в группе контроля. Белая раса и этническая принадлежность в группах различались, а коморбидность (включая прегестационный СД, АФС, СКВ, почечные патологии) была сходной. Процент бесплодия и ЭКО также был сходным. ИМТ был выше в группе с ПЭ (26 кг/м2, межквартильный диапазон 22,6-31,6) в сравнении с контрольной (23,0 кг/м2, межквартильный диапазон 20,7-26,6)
Проявления СПЯ (нерегулярный цикл, гиперандрогения, поликистозные яичники) также были сходны в группах (таблица 2). Вероятность наличия СПЯ в группе ПЭ была выше, чем в контрольной (8,3% и 6,2%), однако эти различия не были значимы (сОР 1,40 95%ДИ 0,81-2,30).
Анализ чувствительности оценил, насколько отдельные группы по ИМТ и паритету демонстрируют ассоциацию между СПЯ и ПЭ. Данные приведены в таблице 3.
У пациенток с ПЭ более вероятно есть СПЯ, если они имеют избыточную массу тела (сОР 2,30 95%ДИ 0,73-7,00) или ожирение (сОР 2,00 95%ДИ 0,40-9,80), нежели пациентки с нормальным ИМТ (сОР 1,50 95%ДИ 0,69-3,10), однако это не было статистически значимым.
Первородящие пациентки с ПЭ не имели статистически значимой ассоциации с СПЯ, равно как и повторнородящие. Для обоих анализов чувствительности стратификация в субгруппы по ИМТ и паритету привела к уменьшению выборки и таким образом расширению ДИ. Ни одна группа не показала статистически значимой ассоциации с СПЯ.
В таблице 4 приведены результаты ранее опубликованных мета-анализов, в которых была продемонстрирована ассоциация между СПЯ и ПЭ, а также их ограничения.
ВЫВОДЫ
В данном исследовании не было обнаружено ассоциации между СПЯ и риском ПЭ. Ее наличие остается неясным, что может быть связано с гетерогенностью проявлений СПЯ, приводящим к противоречивым результатам.
Необходимы дальнейшие исследования для определения отдельных подгрупп пациенток с СПЯ, к примеру с биохимической гиперандрогенией или овуляторной дисфункцией, которые подвержены высокому риску ПЭ; а также для оценки ассоциации с ожирением, инсулинорезистентностью, бесплодием или иными потенциальными причинными путями.