Найти тему

Кто такие ханты?

В декабре прошлого года в рамках нашего медиа-проекта «Итак,» стартовала серия подкастов «Итак, сказки народов Сибири», знакомящая слушателей с уникальным богатством детского фольклора автохтонных народов Севера и Сибири.

Первый выпуск подкаста был посвящён фольклору народа ханты. С помощью хантыйской народной сказки «Как у бурундука спина полосатой стала» мы старались познакомить Вас, дорогой слушатель, с уникальной и богатой традиционной культурой народа ханты, полной самобытных моральных ценностей, сакральных и мифологических объяснений человеческого бытия и тонкого этнического мироощущения.

Сегодня постараемся познакомить Вас с этим чудным и прекрасным народом ближе!

Так кто же такие ханты?

Две остячки у чума. Ханты. Россия, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард (Обдорск), пос. Пельвож. 1936
Две остячки у чума. Ханты. Россия, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард (Обдорск), пос. Пельвож. 1936

Ханты или остяки (устар. название) - это один из коренных малочисленных народов Севера. Около 90% ханты проживают в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

О происхождении ханты

Как рассказывают исследователи, формирование народа относится к первому тысячелетию до нашей эры. Основой стало смешение северного, таёжного населения, для которого был характерен архаичный охотничий и рыболовецкий уклад, с пришедшими из южно-таёжных и лесостепных районов Западной Сибири кочевых племён. Они принесли на север элементы коневодческой южной культуры.

Люба Молданова, ханты, снимает кору с лиственницы. Ханты-Мансийск, Западная Сибирь, Россия. 2000 г. Bryan and Cherry Alexander Photography
Люба Молданова, ханты, снимает кору с лиственницы. Ханты-Мансийск, Западная Сибирь, Россия. 2000 г. Bryan and Cherry Alexander Photography

В литературе фигурирует устаревшее название ханты – «остяки». Слово происходит от «иштяк», то есть «чужак». Коренные народы Сибири – самоеды – звали их «ярган», от слова «яра», что означало «чужой». Само название «ханты» (ханти, хандэ, кантэк) означает «люди», «человек».

У коренных северных народов есть свои легенды о том, откуда вообще появились люди на земле. Одно из таких сказаний повествует об одиноком человеке – Кон-Ики, который жил на небе.

Однажды он подумал, что ему нужен ещё кто-то, и он сделал этого «кого-то» из глины. Правда, не знал, как оживить. За советом пошёл к отцу, тот сказал: «Ты воздух накачай, он оживёт». Но когда Кон-ики вернулся, у человека оказались переломаны руки и ноги. На что отец ему ответил: «Человек живёт, живёт и умрёт».

Снова остался Кон-ики один. И тут узнал он о Терас–най, которая тоже жила одна. Кон-ики пошёл к ней, и стали они жить вместе.

«На земле людей вообще не было. Они две берёзовые ветки сломили, дома положили, потом эти ветки людьми стали», – так заканчивается повествование.

Женщина-ханты - Салехард, Hannes Rada Photography
Женщина-ханты - Салехард, Hannes Rada Photography

Осмыслить происхождение хантов (остяков) пытался известный писатель Еремей Айпин в своём романе «Божья матерь в кровавых снегах». Произведение повествует о трагической странице в истории народа – восстании в первой половине XX века.

В романе описана следующая легенда: когда-то угры (ханты и манси) жили на берегу Тепловодного Океана, затем они двинулись на Север, почему – никто не знает, но по пути вынуждены были отбиваться от древних и воинственных племён. Чтобы выжить, они разделились на три группы, двинувшись в разные стороны. Вот, как написано об одной из групп, – той, что стала прародителем ханты: «Наиболее выносливая и хладостойкая всё продолжала двигаться дальше на север, неся полуденное солнце прямо на затылке. Эти стали называться обскими уграми. Сначала они жили в безлесных степях, а потом заняли всю пойму реки Обь».

«Медвежий праздник», Бахлыков П.С., 93x120 см, 1998. На картине изображена сцена празднования традиционного для юганских ханты «Медвежьего праздника», который является одним из самых важных и почитаемых.
«Медвежий праздник», Бахлыков П.С., 93x120 см, 1998. На картине изображена сцена празднования традиционного для юганских ханты «Медвежьего праздника», который является одним из самых важных и почитаемых.

Уникальный народ

Предки ханты проникли с юга в низовье Оби. Они заселили территории современных Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого автономных округов. Кроме тюменского севера представители этого народа живут в Александровском и Каргасокском районах Томской области.

Согласно данным переписи населения 2010 года, в России насчитывалось около 31 тысячи ханты. Большая часть – порядка 60 % – проживают в Югре, около трети – на Ямале, и совсем немного – на юге Тюменского региона и в Томской области.

Женщина-ханты на лабазе, ХМАО-Югра
Женщина-ханты на лабазе, ХМАО-Югра

У ханты (остяков) есть свой язык – хантыйский. Вместе с мансийским и венгерским он входит в обско-угорскую группу уральской семьи языков. Хантыйский уникален своей необычайной диалектной раздробленностью. Так, наречия делятся на западную группу (обдорское, приобское и прииртышское) и восточную (сургутское и вах-васюганское), дробящееся, в свою очередь, на 13 диалектов.

Ханты – народ особенный и внешне. Они напоминают монголов, но всё же имеют характерные отличия. Это, к примеру, разрез глаз и вид черепа.

Представители народа низкого роста: мужчины в среднем не выше 160 сантиметров, а женщины – ещё миниатюрнее. Обычно ханты имеют тёмные волосы и глаза, выраженные скулы, короткий, но расширенный книзу нос. Бороды у мужчин растут плохо.

Три женщины-ханты в оленьих шубах
Три женщины-ханты в оленьих шубах

Традиции и обряды хантов

Традиционными занятиями ханты считается речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков), охота в тайге на пушных зверей, лосей, медведей, оленеводство. Как и века назад, большое значение имеет собирательство.

Хантыйки занимаются шитьём одежды и обуви. Для этого используют олений мех, замшу, цветное сукно. Изделия украшают бисером. Любопытно, что и сейчас у рукодельниц в ходу остаются традиционные орнаменты: «заячьи уши», «ветви берёзы», «след соболя», «оленьи рога» и другие.

Хантыйские орнаменты
Хантыйские орнаменты
Элементы одежды с хантыйским орнаментом
Элементы одежды с хантыйским орнаментом

В XVII-XVIII веках ханты были обращены в православие, но сохранили и традиционные верования – в духов, в множественность душ, почитание животных.

Особое животное для ханты – медведь. Согласно верованиям, первая на свете женщина родилась от медведицы, а огонь людям даровал Великий Медведь. Но поклонение этому животному вовсе не мешало охоте на него. Добыть медведя всегда считалось большой удачей. Если такое случалось, то всё селение ликовало по этому поводу несколько дней.

Отдельный ритуал – это освежевание медведя. Шкуру с него сдирали при всех. Голову самца оставляли нетронутой и водружали на передние лапы, на нос клали серебряные монеты, а на пасть надевали специально изготовленный из бересты намордник. Голову медведицы украшали женским платком и бусами.

Медвежий праздник
Медвежий праздник
Медвежий праздник
Медвежий праздник

По такому случаю устраивали настоящий праздник – с пиром, песнями и танцами. Традиция Медвежьего праздника сохранилась и до наших дней. Правда, сейчас добывать медведя совсем не нужно.

Ещё один традиционный праздник ханты – Вороний день (Вурнга хатл). Так коренной народ отмечает Новый год, который начинается весной с прилётом ворон. На священных местах ханты готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются березе. В качестве даров они приносят березе ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленные куколки.

Современное празднование Вороньего дня
Современное празднование Вороньего дня

Кроме этого, каждый год весной во всех национальных поселениях устраивают слёт рыболовов и охотников. Самый крупный проводится в деревне Русскинская.

Ханты пытаются хранить свою идентичность и уникальность не только с помощью праздников. Есть, к примеру, учебник хантыйского языка, в некоторых школах этот язык преподают.

На родном языке пишет стихи известная хантыйская поэтесса Мария Волдина (Вагатова). О своём народе и крае рассказывает в своих произведениях писатель Еремей Айпин и многие другие.

Материал подготовлен на основе информации в открытых источниках сети интернет: