29 марта 1936 года на свет появился великолепный советский и российский режиссёр Станислав Говорухин. Сам образ режиссёра - спортсмена, шахматиста и любителя русской литературы - не может оставить равнодушным, и о нём самом (в биографическом смысле) мы когда-нибудь обязательно поговорим. А сегодня я представляю вам десять фактов о десяти картинах Станислава Говорухина!
1. Как и для многих отечественных режиссёров, первой пробой пера для Говорухина стала курсовая работа. Драматическая зарисовка "Аптекарша" по рассказу Антона Чехова была снята им в 1964-м году. По сюжету два офицера ночью забредают в аптеку, чтобы полюбоваться прекрасной женой аптекаря (роль исполняет Тамара Совчи), а может даже завести с ней разговорчик. Благопристойная и милая аптекарша быстро проникается компанией озорников-офицеров...
Многие хвалили первую работу Говорухина, и с похвалами этими нельзя не согласиться. Великолепная работа с камерой, демонстрирующая неспокойные взгляды, бросаемые офицерами на прелести героини; хорошая игра актёров, удивительная для курсовой работы студента-режиссёра и мягкое музыкальное сопровождение.
А вот сам Говорухин отзывался о своём дебюте, мягко говоря, не лучшим образом:
....этот фильм можно показывать студентам как пример того, как не надо снимать кино. Идёт он 22 минуты, а вся история минут на 8. Все переигрывают. Абсолютно неправильная работа, и если всё это ещё можно простить, то отсутствие юмора — никогда. Юмора в этой картине нет, а в рассказе Чехова есть. Перечитайте, там где-то и улыбнуться можно. Короче, анекдот про двух мышей, которые грызут плёнку в архиве, слышали? Одна другую спрашивает: «Ну и как?» «Сценарий был лучше», — отвечает другая.
Что ж, безусловно, фильм не шедевр. Однако и на антипример никак не тянет!
2. И если курсовая работа режиссёра прошла незамеченной, то вот дипломная работа известна очень и очень многим. Ею стала "Вертикаль", снятая совместно с однокурсником Борисом Дуровым. В дальнейшем однокурсники, будучи уже опытными кинематографистами, вместе поработают над сценарием картины "Пираты ХХ века".
Именно с этой картины началось сотрудничество Говорухина с легендарным актёром и автором-исполнителем Владимиром Высоцким. Появился он в картине после отказа от роли другого барда, Юрия Визбора. Главным образом Высоцкого привлекло то, что в картине он сможет спеть свои песни. Таким образом, "Вертикаль" дала ощутимый толчок популярности артиста в народных массах!
Для того, чтобы актёры смогли качественно сыграть альпинистов, для них проводили специальное обучение: они осваивали ледоруб, жили в палатках, учились ходить в связке, поднимались на высоту до трёх тысяч метров и сдавали все альпинистские нормативы. После завершения съёмок актёры получили значки "Альпинист СССР". Заинтересовался альпинизмом и режиссёр!
3. Ныне военная драма "Белый взрыв" - далеко не самый известный массовому зрителю фильм Станислава Говорухина, однако и с ним связано несколько интересных моментов. Режиссёр не отказал себе в удовольствии поставить очередной фильм об альпинистах, а ещё впервые сыграл в своём фильме небольшую роль-камео. Такого он больше никогда не делал... ну почти.
Ещё одна интересная кастинг-деталь: в одной из ролей в фильме появился случайно проезжавший мимо Владимир Высоцкий во время отдыха в Крыму он решил навестить Говорухина, который уговорил его сняться в эпизоде. Позже Высоцкий специально для фильма написал две песни: "Но вот исчезла дрожь в руках" и "К вершине". Он отправил ленту с записями режиссёру, но тот по каким-то причинам не вставил их в картину, о чём позднее жалел.
4. Отдохнуть от гор и Высоцкого Говорухин решил в фильме по одному из главных романов в истории мировой литературы. Приключенческую картину"Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" снимали в Абхазии и в Крыму - не знаю, можно ли пожелать съёмочной площадки лучше! В этом фильме Говорухин впервые посотрудничал с композитором Евгением Геворгяном, который впоследствии создаст примечательную "говорухинскую" музыку с драматичными струнными ещё для нескольких картин режиссёра.
Моряка из Йорка на экране воплотил Леонид Куравлёв, однако его голос сочли не подходящим для персонажа. Переозвучил Куравлёва знаменитый артист Алексей Консовский, известный по роли Принца в "Золушке" (1947), а также по озвучиванию огромного количества мультфильмов и дубляжу фильмов.
А отдельный материал о ярких ролях Леонида Куравлёва вы найдёте ЗДЕСЬ!
5. В 1977-м году Говорухин выпустил свой новый приключенческий фильм. Лента о курсантах мореходного училища, "Ветер "Надежды", вновь свела вместе режиссёра Говорухина и артиста Высоцкого. В фильме звучит пять песен в его исполнении. Кроме того, один из моряков напевает специально написанную к этой картине песню Высоцкого "Одна научная загадка, или Почему аборигены съели Кука?"
Интересно то, что курсанты на судне смотрят фильм "Дети капитана Гранта" 1936 года режиссёра Владимира Вайнштока, поставленный по одноимённому роману Жюля Верна, который впоследствии будет экранизирован самим Говорухиным в 1985-м.
6. Венцом сотворчества Высоцкого и Говорухина стал фильм "Место встречи изменить нельзя". Легендарная картина о работе уголовного розыска в послевоенной Москве стала культовой и давно разошлась на цитаты. А ведь именно Высоцкий пришёл с идеей фильма к авторам оригинальной книги братьям Вайнерам и к Говорухину. Высоцкий же отбил себе роль Жеглова (вопреки тому, что был сильно ниже и старше книжного прототипа), а также - возможность исполнять в кадре песню Александра Вертинского "Лиловый негр".
Кроме того, Высоцкий поработал в фильме и как режиссёр, например, в сцене допроса Груздева и опознания. Подробнее я об этом уже как-то писал в отдельной статье.
Высоцкий привёл на площадку и своего пасынка Пьера Оссейна, сына своей жены Марины Влади. Внимательные зрители могли разглядеть французское имя в титрах одной из серий... вот только в итоговой версии фильма Оссейн так и не появился. По распоряжению главы Гостелерадио Сергея Лапина фильм был сильно сокращён и даже переснят: так, под нож попала гибель Вари (с ней был доснят отдельный небольшой эпизод для финала), а также все фронтовые сцены, где показывались подвиги Шарапова и его боевого товарища, героя Виктора Павлова. В одной из этих сцен в роли нацистского солдата-"языка" и засветился Пьер Оссейн.
"Место встречи..." - кино легендарное и всеми любимое, с интереснейшей историей создания и судьбой. Если хотите отдельный материал о нём - требуйте, требуйте, требуйте!
7. В очередной раз нырнул в классическую литературу Говорухин в начале восьмидесятых. Он снял экранизацию повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера". И, как и в предыдущих примерах, в этой картине не обошлось без интересных актёрских пертурбаций. Так, изначально роль сорванца Тома Сойера должен был играть Игорь Сорин - именно он выиграл конкурс на эту роль, который объявила газета "Пионерская правда". Однако по настойчивой просьбе уже в те годы маститого господина Никиты Михалкова режиссёр фильма Станислав Говорухин был вынужден взять на роль Тома Сойера другого актёра — Фёдора Стукова. Сорину в порядке "утешения" была предложена крошечная роль Джо Гарпера, которую он вполне успешно и исполнил. В дальнейшем Игорь заинтересовался музыкой, и в 90-е стал вокалистом группы "Иванушки International". 1 сентября 1998-го Игорь Сорин совершил попытку самоубийства, и 4-го сентября того же года скончался в больнице. Ему было 28 лет...
О съёмках с большой теплотой отзывался дебютировавший в фильме Владислав Галкин, который исполнил в фильме роль бродяги Геккельбери Финна. Он вспоминал, что они довольно весело проводили время, к тому же можно было совершенно законно прогуливать школу. Правда однажды по вине юного Владика чуть было не произошла трагедия. Под Сухуми в дендропарке он собрал в пачку из—под сигарет несколько древесных скорпионов, укус которых, как выяснилось, в то время года был смертельным. В машине, когда ехали в гостиницу, молодой актёр уронил заветную коробку, и твари разбежались по салону. Машина остановилась, народ, сидевший в ней повыскакивал вон и принялся, громко ругаясь, очищать помещение от ядовитых гадов. К счастью, как утверждает Галкин, тогда все обошлось без серьезных последствий.
8. Станислав Говорухин является автором одного из первых советских триллеров. В 1987-м он выпустил фильм по роману Агаты Кристи "Десять негритят". Говорухин лично написал сценарий, а затем отправился в просмотровый зал, чтобы проникнуться лентами Хичкока и прочих мастеров саспенса. Как рассказывают актёры, режиссёр давал им инструкции буквально по поводу всего - вплоть до того, как именно в настоящем триллере должна открываться дверь: таинственно, медленно и непременно с жутким скрипом.
Съёмки "Десяти негритят" шли в Крыму параллельно со съёмками другой знаменитой перестроечной картины - музыкальной драмы "Асса" Сергея Соловьёва. Снимавшиеся в "Ассе" Говорухин и Татьяна Друбич метались между двумя съёмочными площадками и не всегда успевали вовремя: иногда актрису в "Десяти негритятах" приходилось подменять дублёршами.
Сергей Соловьёв в более поздние годы вспоминал, что к нему часто подходили зрители и благодарили за "Десять негритят" - из-за снявшейся в обеих картинах Друбич, которая всегда считалась "соловьёвской" актрисой. В свою очередь к Говорухину нередко подходили со словами благодарности за "Ассу", хотя он там выступил только и исключительно как актёр.
9. После целого ряда документальных картин, снятых в начале 90-х, Говорухин вернулся в игровое кино с большим хитом. В 1999-м на экраны страны вышла драма "Ворошиловский стрелок", по праву считающаяся одной из лучших картин российского кинематографа. Сам Говорухин называл этот фильм лучшим в своей карьере:
"...я оправдываю старика, решившегося на месть. Это даже не месть, а возмездие, которое должно было совершить государство. Если возмездие не настигает преступников, люди начинают жить по законам джунглей."
Во многом именно из-за подобного оправдания самосуда на фильм до сих пор сыплется множество критики. Усилилась она после нескольких резонансных случаев мести. Так, в 2007 году в Брянске был осуждён пенсионер, который расстрелял двух человек, избивших его. По собственному признанию, на убийство его вдохновил фильм "Ворошиловский стрелок".
С фильмом связана очередная смена ролей и отчасти в очередной раз связанная с российской поп-музыкой. Говорухин доверил исполнителю главной роли Михаилу Ульянову выбрать актрису на роль внучки его героя, за поруганную честь которого герой Ульянова, собственно, и мстил. Ветеран кино и сцены выбрал в партнёрши Анну Синякину, отклонив тем самым вторую претендентку, которой была Юлия Началова, в те годы только начинавшую карьеру сольной исполнительницы. Так же, как и жизнь Игоря Сорина, её жизнь прервалась трагически и безвременно - певицы не стало в 38 лет.
10. В новый век Говорухин вступил с фильмом "Благословите женщину". Фильм стал дебютным для Светланы Ходченковой, одной из популярнейших ныне российских актрис. За роль Веры она взяла премию "Ника". Через пару лет Ходченкова вновь появится в картине Говорухина, в драме "Не хлебом единым". Кроме того, в "Благословите женщину" режиссёр во второй раз сыграл небольшую роль-камео, на этот раз появившись в образе комдива Советской Армии. В дальнейшем он сделал то же самое в фильмах "Не хлебом единым" и "Пассажирка".
Множество замечательных картин, множество замечательных ролей - это ли не прекрасное наследие настоящего мастера отечественного кино! Надеюсь, вам было интересно узнать о нём побольше. А может быть, своей статьёй я даже напомнил вам о какой-нибудь ленте, которую не грех было бы пересмотреть!
Обязательно напишите, какой фильм Станислава Говорухина вам нравится больше всего, а также - о каком фильме из перечисленных вам было бы интересно прочесть отдельную статью!
Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..
© Павел Пластинин
#кино #кинематограф #киноискусство #советскоекино #говорухин #актёры #интересныефакты #ссср #история #историясоздания