Найти тему
Литературная беседка

Я - Зодчий. ч.5

Я очнулся в продавленном бордовом кресле, с куклой Машей-Марьям на коленях. Со стены на меня неодобрительно смотрел портрет славного прадедушки Керима. Рядом сидела Сария и сосредоточенно обмахивала меня газетой с фотографией нефтяной вышки. Молчала, ждала. Что ж, каждая легенда сильна неожиданным завершением. Правдивым, разумеется.
– Есть люди упрямые, из числа глупцов, – я скорчил унылую гримасу, и Сария прыснула, уронив газету, – а есть такие, кому настойчивость и сила воли приносят пользу и помогают расширять горизонты. Упорный бек прошел со своей семьей полстраны и привел-таки маленький отряд к границе с Дагестаном. Безлюдное ущелье казалось огромной ладонью, на которой линии жизни и судьбы обернулись горными ручьями. Здесь прохладное солнце отражалось в родниковых струях, омывающих серые и белые камни. В развилке холмов притаилась застава; двадцать рослых неразговорчивых горцев, в лохматых, широких бурках и при устрашающих саблях охраняли перевал. Они тут издавна жили с семьями, сыновья сменяли отцов, иной судьбы никто не желал. Кто их сюда привел, когда? Эти люди стали частью каньонов, так птицы дополняют небо. Стражи великолепно знали все тайные тропы, по которым из страны в страну пробирались беженцы или контрабандисты.
Тут я спохватился:
– Контрабандисты – это …
– Я знаю, – спокойно сказала Сария.
Мне показалось, что она улыбается. Я разучился видеть в темноте? Неожиданно вспомнил, что имя Сария переводится с арабского, как «идущая ночью; бесстрашная».

Бек обладал удивительным благодушием, и при всей кажущейся грозности, умел расположить к себе почти любого человека. Суровые горцы уважительно встретили земляка, отвели усталых путников в лучший дом, зарезали жирного барана в честь именитых гостей. И не преминули похвастаться задержанием очередных нелегальных торговцев. В этот раз добыча составила два мешка черных зерен… «Это кофе!» – заявил всезнающий бек, и, видя недоумение пограничников, пояснил:
– Можно пить, как чай.
Тишина. Недоумение.
– Найдите самый большой медный казан, – распорядился бек, – принесите четыре, нет, пять, а лучше шесть фунтов сахара и полведра сливок. Да, еще нужна глубокая ступа, только не каменная, и тяжелый круглый пест!
Бек привычно раскомандовался возле пылающего очага. Вся застава суетилась, исполняя волю странного аристократа. Когда мама Фатимы и Сонечки увидела двухведерный котел с кофе, то усмехнулась и убежала в гостевой дом. Уже потом она весело сказала мужу:
– Абдулла, я давно так не смеялась!
– Оленька, солнце моей души, просто сливки оказались очень жирными!
Да, сливки подвели бека, приказавшего щедро смешать их с сахаром, мешочком размолотых зерен и небольшим количеством воды. В результате получилась великолепнейшая густая кофейная каша, и этот ароматное блюдо местный повар под руководством неунывающего бека лихо распределил черпаком по глубоким пиалам горцев. Успех был ошеломляющим! Могучие стражники границы ели ложками таинственный деликатес и хором благодарили бека за уникальное угощение.
– Оленька? Абдулла? – удивленно прошептала Сария и подозрительно прищурилась.
Я приложил палец к губам.

– Ладно, а теперь послушай мою историю, – Сария улыбнулась и отняла у меня куклу. – Она самая лучшая и настоящая.
Девочка повернулась к окну и кивнула кому-то в такт своим мыслям:
– Знаешь, кем и когда построена наша Девичья Башня? Нет, молчи. Она появилась не две тысячи лет назад. А две и две тысячи.
– Четыре тысячи лет назад? – хрипло переспросил я.
– Да, – очень серьезно ответила семилетняя Сария. – И построили ее не на берегу, А НА ДНЕ МОРЯ. Хазарские царевны поднимались по ней вверх, чтобы любоваться караванами кораблей, которые шли по воде, как верблюды по суше.
Мне внезапно захотелось выпить горячего чая с мятой и медом. Или холодной родниковой воды. Не китайцы, а самые древние обитатели моря основали великий Шелковый путь – такое предание жило среди Зодчих клана Хранителей. Они строили на дне циклопические сооружения, а затем Каспий отступал. Но об этом мало кто знал до сих пор. И в этом открытии – новая ветвь летописи древнего края, в основе которого сказка маленькой Сарии…

Давным-давно бывалые путники называли Баку островом, «из которого добывается нефть белая и черная, и земля его всегда в движении и из нее пышет огонь…». Острова плывут между эпохами и народами, скользят по волнам вечности. Они, словно ковчеги, благодаря которым выжила цивилизация, и спасли культуру целые расы. Не думаю, что их много, одни корабли не выдержали бурь-ураганов истории, другие причалили к безлюдным берегам и застыли там навсегда. Мой остров в числе немногих пережил испытания, на нем по-прежнему пылают факелы, и звучит благословенный детский смех. Это форпост прикаспийской цивилизации.
Много веков назад великий ме’мар зодчий Аджеми ибн Абубекр Нахчивани выбил в камне: «Мы уйдём — мир останется, мы умрём — останется память». Тучи пронеслись над нами. Мы познали внутренние и внешние войны, голод и отчаяние, но не безысходность. Крепость взрослела вместе с полудикой цивилизацией. От кровавых обрядов, нечистот под ногами, неумения слагать буквы в слова, от разрухи и болезней, бедности, но не нищеты, мой Ичери Шехер пришел к мудрости и святости помыслов, стремлению противостоять бесчинствам и безнравственности, обогатился духовной несокрушимостью и способностью выживать вопреки любым напастям.
Из невероятной бездны прошлого этот корабль уверенно плывет в сияющую вечность будущего.
Так было.
Так будет.
Аминь!

Я - Зодчий. ч.1

Я - Зодчий. ч.2

Я - Зодчий. ч.3

Я - Зодчий. ч.4

Автор: Клиентсозрел ( Кирилл Ахундов)

Источник:
https://litbes.com/ya-zodchij/

Больше хороших рассказов здесь:
https://litbes.com/

Ставьте лайки, делитесь ссылкой, подписывайтесь на наш канал. Ждем авторов и читателей в нашей Беседке.

Здесь весело и интересно.

#проза #рассказ #литературная беседка @litbes мистика #дом #сын #дерево #главные ценности жизни #мир #жизнь Городское фэнтези