Во 2 серии 1 сезона, в самом начале Пуаро спрашивает у Гастингса: «Друг мой, скажите, сжечь английский парламент - это грех или подвиг?»
Гастингс ловко выкручивается: «Боюсь, что это вопрос не ко мне. Я никогда не увлекался политикой».
А что собственно празднуют англичане 5 ноября?
Раньше они праздновали «радостный день благодарения за спасение» или «день спасения». Этот праздник отмечался до 1859 года.
Сейчас по народной традиции отмечают «Ночь Гая Фокса» или «Ночь костра». Под фейерверки сжигают соломенное чучело в старых одеждах, которое символизирует Гая Фокса, самого знаменитого участника Порохового заговора.
Что же это был за заговор?
Итак, в ночь с 4 на 5 ноября 1605 года была совершена неудачная попытка покушения на жизнь английского короля Якова I.
Предполагалось, что во время произнесения королем тронной речи в Парламенте, прогремит взрыв, который унесет жизни не только короля, но и членов обеих палат парламента и верховных представителей судебной власти страны.
Чего же хотели заговорщики?
За 2 года до «Порохового заговора», в 1603 году шотландский король Яков 4 стал английским королем Яковом 1.
Английские католики, которые помогли ему занять английский престол, надеялись, что король будет покровительствовать католикам и поможет вернуть господство католицизма на английские земли.
Увы. Их надежды не оправдались.
Более того, Яков 1 не только открыто симпатизировал протестантам, но даже провел ряд репрессий в отношении католиков. Чего только стоили показательные казни в конце 1604 года.
Заговорщики рассматривали свой заговор, как часть католической Контрреформации, с целью восстановить престиж Римско-католической церкви. Также предполагается, что он осуществлялся с ведома главы английских иезуитов, отца Генри Гарнета.
После гибели монарха на трон взошла бы его старшая дочь – принцесса Елизавета. В 1605 году ей всего 9 лет и ввиду ее малолетства вся власть была бы сосредоточена в руках католических регентов.
Вначале ячейка заговорщиков состояла только из пяти человек — Роберт Кейтсби, Томас Уинтер, Томас Перси, Джон Райт и Гай Фокс.
Позже к ним присоединились ещё 8 человек.
Одному из заговорщиков (Томасу Перси) удалось арендовать помещение под залом заседаний Палаты лордов.
Туда на лодке они перевезли 36 бочек черного пороха, которые спрятали в этой комнате и прикрыли хворостом и углем. В общем, пороха было заготовлено примерно 2,5 тонны. Такого количества хватило бы сровнять с землей здание Парламента,
серьезно повредить Вестминстерское аббатство и выбить стекла в домах в радиусе 800 метров.
Гаю Фоксу, как единственному участнику с опытом обращения с порохом, было поручено спуститься в подвал и поджечь фитиль.
Все заговорщики заранее покинули Лондон в направлении графства Уорикшир.
Там были сильны католики, и предполагалось именно там поднять народное восстание в поддержку малолетней королевы.
В Лондоне остался только Гай Фокс, который не справился со своей миссией.
Кстати, хочу обратить внимание, что Гай Фокс не был главой «Порохового заговора». Он был самым известным его участником. К тому же его лично допрашивал король.
И на вопрос монарха о цели предприятия он заявил, что намеревался убить короля и разрушить парламент, сославшись на мнимое предписание папы римского о том, что «опасная болезнь требует незамедлительного лечения».
В течение недели все участники заговора были найдены. Некоторые из них были убиты при поимке. Другие арестованы и предстали перед судом.
Все подсудимые были признаны виновными в государственной измене и приговорены к смертной казни.
Кстати, главу английских иезуитов, отца Генри Гарнета тоже казнили, за то, что, узнав о заговоре, не предупредил власти.
Интересен факт, как был обнаружен заговор.
За 10 дней до поимки Гая Фокса лорд Монтигл (католик), который должен был присутствовать во дворце на церемонии открытия парламента, получил анонимное письмо с советом не ходить туда.
Автор письма так и остался неизвестен. Предполагается, что это мог быть либо Фрэнсис Трешем (один из заговорщиков), либо его родственница Анна Вокс, либо лорд Монтигл. Большинство историков склоняются к последней версии, поскольку считают, что лорд Монтигл захотел прославиться, как «спаситель нации» и получить награду. Награду он действительно получил в размере 500 фунтов деньгами и имение с доходом в 200 фунтов.
Главным промахом заговорщиков было то, что узнав о письме, Гай Фокс осмотрел взрывчатку и решил, что раз она не тронута, значит, стражниками не обнаружена.Заговорщикирешили все же осуществить задуманное.
А Лорд Монтигл тем временем показал письмо государственному секретарю графу Солсбери, затем королю. Около полуночи, в ночь с 4 на 5 ноября был произведён тщательный обыск здания парламента. В подвале был схвачен Гай Фокс, назвавшийся Джоном Джонсоном. При нём были обнаружены фитили, трут и часы. Далее стражниками были обнаружены спрятанные под грудами хвороста и угля бочки с порохом.
До сих пор перед каждой церемонией торжественного открытия парламента, где с тронной речью будет выступать монарх, здание парламента обходят стражники.
Хотя в данном случае это костюмированный обычай, но все же лучше убедиться, что никто не прячется в подвалах.
Я, как и капитан Гастингс, не могу ответить на вопрос Эркюля Пуаро – грех это или подвиг.
Я не историк, и не политик. Пусть англичане сами разбираются со своей историей.
Еxcusez-moi, M. Poirot...
«Поющие в терновнике»: приятное продолжение в жизни
Настоящее старинное гадание в фильме «Эмма», 2020
«Сага о Форсайтах»: почему Ирэн вызывает недоумение
Работа над статьей занимает время, оценить её - один клик. Поддержите меня!