В новом проекте Третьяковской галереи экспонируются – и перекликаются друг с другом – работы Таира и Айдан Салаховых.
Выставочный проект Третьяковской галереи объединяет онлайн-площадки музея с реальной экспозицией, позволяя зрителю совершить путешествие из музейных залов в виртуальный мир цифровой платформы «Моя Третьяковка». Идея последней родилась из мирового тренда, ставшего особенно актуальным в период пандемии: ведущие музеи мира тогда стали выкладывать свои шедевры в интернет, собирая из них онлайн-маршруты.
Выставка «Из виртуального в реальное» предлагает посетителю, вооружившись смартфоном, расширить представление об истории русского и советского искусства. Для этого ему открыли доступ в «запасники»: помимо шедевров, вывешенных непосредственно в залах, теперь есть возможность рассмотреть работы, представленные в цифровых закромах музея. Платформа «Моя Третьяковка» постоянно расширяется – сейчас там доступно более 4500 объектов, на порядок больше, чем вмещают музейные площади, и каждый атрибутирован и снабжен комментарием искусствоведов. Зритель волен выбрать произведения на свое усмотрение и составить из них собственную выставку, проложив по ней индивидуальный маршрут.
Виртуальные вольности сильно меняют способ подачи аналогового материала. Заходя на сайты мировых музеев, мы сталкиваемся с определенным способом репрезентации коллекции. Интернет не ведет нас последовательно из одного исторического периода в другой – музеи выставляют на первую страницу свои знаковые шедевры. Таким образом становится неудивительным соседство Рублева с Сомовым, Лентулова с Пиросмани, Репина с Рерихом. Похожим образом организован и первый зал реальной выставки в Новой Третьяковке: развеска, свободная от исторических и тематических ограничений, дает посетителю возможность внутренне расслабиться и сосредоточиться на полотнах, близких его вкусу и созвучных настроению.
Экспозиционное решение других залов отсылает зрителя к привычным принципам онлайн-поиска – по жанру, хронологии или авторству. Есть тематические залы «Портрет», «Пейзаж», «Натюрморт», «Графика», «Иконопись». Если хочется прочитать подробное описание произведения, в любой момент можно переместиться из реального выставочного пространства в цифровое при помощи QR-кодов, щедро разбросанных по стенам.
Советский и азербайджанский живописец, основоположник «сурового стиля» Таир Салахов представлен в проекте во всех своих ипостасях – от камерного портретиста до создателя масштабных полотен. В онлайн-части выставки выложены его знаковые шедевры – портреты Шостаковича и Ростроповича, «Абшеронский мотив» (1963), «У Каспия» (1966) – и менее известные массовому зрителю «Дворец Ширваншахов» (1966), «Красные гладиолусы» (1959) и «Женщины Каспия» (1967). Будто желая избавить Таира Теймуровича от стереотипного восприятия, связанного с суровостью, сдержанностью и мужественностью, виртуальная экспозиция делает ставку на женские образы: мать, дочь, собирательный образ женской верности. У Салахова женщины даже на групповых портретах скорее разобщены, чем объединены. Каждая всматривается в себя, уходит в свои переживания, а то и вовсе избегает зрителя, повернувшись в нему спиной, как на посмертном потрете матери «Агава» (1984).
В реальных музейных залах тоже экспонируются не самые очевидные полотна Салахова. «Нахичеванские горы» (1971) – пейзаж, в котором азербайджанский мотив преломляется через призму фольклора и становится сказочно-условным, будто слепленным из глины. В этой работе нет никаких отсылок к знаковой для мастера нефтяной тематике. А в «Натюрморте с венским стулом» (1976) вместо постоянно возникающего на картинах Салахова красного стула (мотив, связанный с образом матери) мы видим обычный предмет мебели на фоне серой стены.
Преимущества цифрового скачка нагляднее всего заметны на примере работ дочери Таира Теймуровича – Айдан Салаховой. Она представлена на выставке своим ранним полотном: «Портрет Иры» был написан в конце 1980-х, когда художницу еще не ассоциировали с современным искусством и галерейным движением. Тщательно проработанные индивидуальные черты девушки контрастируют с обобщенным, почти декоративным фоном, а в центре композиции – белый шелковый шарф, который буквально гипнотизирует зрителя. Если же оторваться от этой белизны и сканировать QR-код, то виртуальные «кони» унесут в белоснежное пространство другого портрета, где сама Айдан предстает трехлетней малышкой в нарядном белом пальто, ловко оседлавшей подаренную ей на день рождения деревянную лошадку, тоже белую, в алой шелковой уздечке.
Выставка продлится до 19 февраля 2023 года.
Читайте еще:
Думать про вечность: интервью с художником и скульптором Айдан Салаховой
Человек на красном стуле. Памяти Таира Салахова
Текст: Наталия Бабинцева
Фото: Государственная Третьяковская Галерея, Юлия Захарова /Государственная Третьяковская галерея