Найти тему
Журнал "Баку"

Из света в свет: выставка «Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное. Часть 1»

В новом проекте Третьяковской галереи экспонируются – и перекликаются друг с другом – работы Таира и Айдан Салаховых.

Выставочный проект Третьяковской галереи объединяет онлайн-площадки музея с реальной экспозицией, позволяя зрителю совершить путешествие из музейных залов в виртуальный мир цифровой платформы «Моя Третьяковка». Идея последней родилась из мирового тренда, ставшего особенно актуальным в период пандемии: ведущие музеи мира тогда стали выкладывать свои шедевры в интернет, собирая из них онлайн-маршруты.

Выставка «Из виртуального в реальное» предлагает посетителю, вооружившись смартфоном, расширить представление об истории русского и советского искусства. Для этого ему открыли доступ в «запасники»: помимо шедевров, вывешенных непосредственно в залах, теперь есть возможность рассмотреть работы, представленные в цифровых закромах музея. Платформа «Моя Третьяковка» постоянно расширяется – сейчас там доступно более 4500 объектов, на порядок больше, чем вмещают музейные площади, и каждый атрибутирован и снабжен комментарием искусствоведов. Зритель волен выбрать произведения на свое усмотрение и составить из них собственную выставку, проложив по ней индивидуальный маршрут.

Айдан Салахова. Портрет Иры. 1987
Айдан Салахова. Портрет Иры. 1987

Виртуальные вольности сильно меняют способ подачи аналогового материала. Заходя на сайты мировых музеев, мы сталкиваемся с определенным способом репрезентации коллекции. Интернет не ведет нас последовательно из одного исторического периода в другой – музеи выставляют на первую страницу свои знаковые шедевры. Таким образом становится неудивительным соседство Рублева с Сомовым, Лентулова с Пиросмани, Репина с Рерихом. Похожим образом организован и первый зал реальной выставки в Новой Третьяковке: развеска, свободная от исторических и тематических ограничений, дает посетителю возможность внутренне расслабиться и сосредоточиться на полотнах, близких его вкусу и созвучных настроению.

Экспозиционное решение других залов отсылает зрителя к привычным принципам онлайн-поиска – по жанру, хронологии или авторству. Есть тематические залы «Портрет», «Пейзаж», «Натюрморт», «Графика», «Иконопись». Если хочется прочитать подробное описание произведения, в любой момент можно переместиться из реального выставочного пространства в цифровое при помощи QR-кодов, щедро разбросанных по стенам.

Таир Салахов. Натюрморт с венским стулом. 1976
Таир Салахов. Натюрморт с венским стулом. 1976

Советский и азербайджанский живописец, основоположник «сурового стиля» Таир Салахов представлен в проекте во всех своих ипостасях – от камерного портретиста до создателя масштабных полотен. В онлайн-части выставки выложены его знаковые шедевры – портреты Шостаковича и Ростроповича, «Абшеронский мотив» (1963), «У Каспия» (1966) – и менее известные массовому зрителю «Дворец Ширваншахов» (1966), «Красные гладиолусы» (1959) и «Женщины Каспия» (1967). Будто желая избавить Таира Теймуровича от стереотипного восприятия, связанного с суровостью, сдержанностью и мужественностью, виртуальная экспозиция делает ставку на женские образы: мать, дочь, собирательный образ женской верности. У Салахова женщины даже на групповых портретах скорее разобщены, чем объединены. Каждая всматривается в себя, уходит в свои переживания, а то и вовсе избегает зрителя, повернувшись в нему спиной, как на посмертном потрете матери «Агава» (1984).

В реальных музейных залах тоже экспонируются не самые очевидные полотна Салахова. «Нахичеванские горы» (1971) – пейзаж, в котором азербайджанский мотив преломляется через призму фольклора и становится сказочно-условным, будто слепленным из глины. В этой работе нет никаких отсылок к знаковой для мастера нефтяной тематике. А в «Натюрморте с венским стулом» (1976) вместо постоянно возникающего на картинах Салахова красного стула (мотив, связанный с образом матери) мы видим обычный предмет мебели на фоне серой стены.

Таир Салахов. Нахичеванские горы. 1971
Таир Салахов. Нахичеванские горы. 1971

Преимущества цифрового скачка нагляднее всего заметны на примере работ дочери Таира Теймуровича – Айдан Салаховой. Она представлена на выставке своим ранним полотном: «Портрет Иры» был написан в конце 1980-х, когда художницу еще не ассоциировали с современным искусством и галерейным движением. Тщательно проработанные индивидуальные черты девушки контрастируют с обобщенным, почти декоративным фоном, а в центре композиции – белый шелковый шарф, который буквально гипнотизирует зрителя. Если же оторваться от этой белизны и сканировать QR-код, то виртуальные «кони» унесут в белоснежное пространство другого портрета, где сама Айдан предстает трехлетней малышкой в нарядном белом пальто, ловко оседлавшей подаренную ей на день рождения деревянную лошадку, тоже белую, в алой шелковой уздечке.

Выставка продлится до 19 февраля 2023 года.

Читайте еще:

Думать про вечность: интервью с художником и скульптором Айдан Салаховой

Человек на красном стуле. Памяти Таира Салахова

Текст: Наталия Бабинцева

Фото: Государственная Третьяковская Галерея, Юлия Захарова /Государственная Третьяковская галерея

https://www.baku-media.ru