Книга Веллера, как следует из названия и аннотации, посвящена деяниям
«легендарного батьки Махно – командующего Революционно-повстанческой армией Украины, борца за свободу простого народа, убеждённого анархиста».
Тема автором заявлена интересная и в принципе малоизученная, потому что в том всеобщем хаосе, который начался после революции на фоне мировой и гражданской войн, происходило много чего, и толкований тех событий, наверное, гораздо больше, чем реальных документов.
Но, тем не менее, книга мне не понравилась. Не понравилась ни с художественной, ни с исторической точки зрения.
Художественных достоинств я не нашла вообще. Язык книги не сказать, что совсем уж топорный, но больше всего напоминает конспект произведения. Как будто бы автор задумал написать книгу, составил развёрнутый план, а дальше у него кончилось время и пришлось сдать в набор то, что было. Начало ещё более или менее прописанное, а в последних главах вообще короткие абзацы пронумерованы, именно как план, да нумерация и та составлена небрежно и не проверена.
Характеры героев не прописаны вообще. Махно получился совершенно безликий. Непонятно, почему он стал именно такой личностью – патологически жестокой с самого детства. Уже не говоря об остальных героях книги – они вообще лишь намечены.
Совершенно не освещены последние годы жизни Нестора Махно, очень крупным пунктиром показана его личная жизнь, в частности женитьба. По совести говоря, открыв статью Википедии, я узнала о Махно ничуть не меньше, и он даже показался мне более понятным и человечным.
Теперь что касается собственно исторических выкладок Веллера. Да, некоторые факты поданы им с непривычной точки зрения, и, к примеру, на гибель крейсера «Варяг» я взглянула несколько иначе, чем привыкла со школьных лет («Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»…). Или вот о партизанской борьбе – неплохо сказано:
«Хитрость и маскировка – основа партизанской войны. А партизанской войне народ учить не надо: прикинуться невинным, убить исподтишка и скрыться, мол ни при чем я, – это в натуре, в крови. Главная трудность – когда компания (отряд, группа, шайка, банда) большая: разбежаться по домам нетрудно – труднее собрать всех в один нужный момент. Так ведь и это умение – дело наживное. Так еще немецкие крестьяне при Лютере рыцарей били».
О евреях в революции:
«Нужно было унижать до полного ничтожества много поколений евреев, чтобы в Гражданскую еврей, ощутивший силу и власть оружия и военной организации, зверел от крови и делался в таком качестве не только с наслаждением храбр, но и одурело беспощаден. От Троцкого до ротных комиссаров – жестокость оцепеняла население, она вселяла жгучую ненависть – но и она же парализовала, лишая воли и возможности к сопротивлению».
О военном коммунизме:
«Отмену военного коммунизма завоевал народ. Похоже, никто еще этого не уяснил в своей глубинной и простой, как тонкая нить внутри колбасы, сути. Всеобщее и повальное огосударствление всего, коммунизация, уравниловка, распределиловка, – не работали и привели страну в коллапс, потому что народ сопротивлялся им как мог. От скрытого саботажа на рабочих местах – до массовых народных восстаний… НЭП ввели не после Гражданской войны. Совсем иначе. Гражданскую войну прекратили введением НЭПа. Ортодоксальные кремлевские коммунисты под давлением вооруженного народа и всеобщего саботажа пошли на компромисс с народом, на соглашение».
Но в некоторых местах автор позволяет себе, на мой взгляд, излишне глумливый тон, а над историей, тем более над собственной, глумиться нельзя.
Вот примеры:
«Строго говоря, русско-японская война началась из-за того, что в оккупированной и разделенной на зоны влияния Корее генерал Алексеев не поделил деньги с японскими чиновниками. Жадный и экономически озабоченный генерал влез с парой-тройкой бизнесов в японскую сферу. Японцы выразили протест, и вследствие малого роста и плоских желтых лиц были посланы орденоносным генералом туда, где промеж японскими самураями даже в старые времена случался гом......лизм. (слово замаскировала я, а не Веллер, у него написано полностью). Подумаешь, русская лесопилка пилит корейский лес там, где японцы сами хотели. Мы им обещали? Перетопчутся».
«Боже, как воровали!
Царев батюшка, даром что алкоголик, был плодовит. Его приплод выжирал страну, как кролики – морковную грядку. Один из Великих Князей патронировал Военно-морской флот. Как-то он спер деньги на пару броненосцев».
«Низы ненавидели власть как чужую себе и не верили ничему.
Народившийся средний класс властью брезговал.
Верхушка относилась к декларациям собственной власти с циничной иронией, а к политике собственной власти – со вздохом понимаемой неизбежности.
Эта триединая хрень называется «революционная ситуация».
Кроме собственно произведения Веллера, которое занимает примерно половину объёма, в книгу вошли и некоторые документы эпохи, в том числе записки и статьи самого Махно, выдержки из дневников его жены. Но, видимо, даже такие личные документы, как дневники, писались изначально не для себя, а «для истории», (а, может, и вообще не ими писались), поэтому жизненности персонажам они не прибавляют.
Ну и огромное количество ошибок и опечаток тоже не прибавляют положительных эмоций.
Такая, к примеру, фраза: «…Вообще с эсеров было миллиона, анархистов тысяч четыреста, а малоизвестные и невлиятельные большевики не достигали сорока тысяч человек». Что это – подстрочник? На русский язык не очень похоже.
Так что к чтению не рекомендую.
Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/knigi/17827C102DE484E9.html