В ХХ веке церкви в Ленинграде посещали даже коммунисты. Особенно рвались в церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе) на Невском проспекте 22.
Прорвался – раздевайся до трусов, разбегайся и ныряй. Поскольку внутри от края до края вода. У алтаря вышка. Сиганул и на выход.
Очень престижный в советское время храм. Абонемент не достать.
Искупался – к культуре потянуло. Невский проспект перешел – Казанский собор. Музей истории религии и атеизма.
И в подвал. Там разные забавные штуки для тех, кто в средние века с попами спорил.
Остроносый шлем-маска. Голодный, руки связаны, клювом металлическим по миске с бифштексом стучишь. Сидя на кресле, из которого шипы торчат, да на ноге у тебя испанский сапожок, который снимешь только с кожей.
Очень убедительные вещи для сомневающихся: спорить с властью или нет?
Из Казанского собора, еще вздрагивая, вышел. Куда дальше? Налево? Направо? Иди куда хочешь! Налево – Васильевский остров. Храм-красавец на набережной лейтенанта Шмидта 27.
На входе шапку не ломай! Уши отморозишь. Коньки надень и катись! Первый в Ленинграде каток искусственного льда. Знаменитые фигуристы Белоусова и Протопопов здесь аксели и тулупы исполняли. Вспоминали потом, что каталась под взором святых! Привирали. Святых закрыл лозунг: «Слава советскому спорту!»
Докаталась парочка до олимпийских медалей – попала на прием к генеральному секретарю ЦК КПСС Хрущеву.
– Просите, чего хотите! – разулыбался вождь.
– Дворец хочу! – топнула коньком Белоусова.
У Хрущева чуть челюсть от изумления не выпала.
– Ледовый! Ледовый дворец! – поправил партнершу Протопопов. – Слава КПСС!
Построили по их хотению дворец спорта «Юбилейный». А они в нем кататься не стали, удрали в Америку.
В «Юбилейном» хоккей, чемпионаты фигуристов. И храм при деле. В нем тренировались, устраивали новогодние елки.
Если же от Казанского собора пойти направо, придешь к церкви Святой Анны на Кирочной улице, в которой кинотеатр «Спартак».
Числился он не за епархией, а за Госфильмофондом, крутили в нем зарубежные фильмы. Билеты разбирали на месяц вперед. Свободный доступ друзьям билетерш и обладателям блатных талонных книжек. Таких, как на фото:
Так и жили в двадцатом веке. При храмах, но без веры. Думаете, я это рассказал, чтобы коммунистов отругать? Отнюдь! Смотрите сами. В Москве вместо храма Христа Спасителя бассейн «Москва» сделали. Не нашли ничего лучше, чем храм взорвать. В 1994 году бассейн убрали. Снова храм выстроили. Одного динамиту сколько ушло!
А в Ленинграде-Петербурге? Никаких взрывов. Мы в церквях плавали, катались на коньках, смотрели кино. Получается, их спасли.
В 1993 году в Петрикирхе церковный хор пел у бассейна, прихожане занимали трибуны.
В «Спартак», пардон, в церковь Святой Анны священник зашел, как только оттуда ночной клуб выгнали.
На Васильевском – убрали из алтаря холодильники, отодрали «Славу советскому спорту». Восемьдесят живописцев навалились и восстановили лики святых. Вернули все к исходному образцу XIX века.
В нынешнем XXI веке храмов стало – молись – не хочу! Внутри свечи, иконы. Женщин в штанах не пускают. Мужчин в шортах. Шапку на входе ломай, платок повязывай.
Один храм-музей остался – Исаакиевский собор. Его несколько лет назад служители культа оттяпать хотели. Горожане отстояли. Вопреки тогдашнему губернатору Полтавченко.
Такая вот история с церквями в Петербурге в веке XIX, XX и XXI. Когда было лучше? Всегда лучше в молодости. Когда готов и плыть, и кататься. Теперь только шептать.
А дальше что? Кто его знает? В Петрикирхе пол сверху настелили, а бассейн демонтировать не стали.
На всякий случай.
Андрей Макаров