Значительная часть русской литературы анонимная, авторов пословиц, былин, сказок мы не знаем. Эти произведения создавались в народной гуще. Если сравнить эту часть литературы с авторской - романами, драмами, поэмами, стихами, то возникает впечатление словно безымянных авторов фольклорных произведений интересуют совсем другие цели, задачи, сюжеты. Она написана в ином литературном стиле. Эту литературу создавали в свободное от основной работы время люди дела. Поэтому язык пословиц немногословен, он предназначен для обретения навыков житейской мудрости. Главное для крестьянина и ремесленника - это труд, для рассуждений мало времени. Вместе с тем труд - это основа морали. Производительный труд не оставляет выбора: жить надо честно. Никто за крестьянина не накормит его семью. Это дворянин может позволить себе безделье, а у сельского жителя каждая минута на счету. Крестьянин рассуждает с оглядкой на мир природы, поэтому в пословицах часто возникают образы различных зверей: волка, зайца, лисы, медведя, коня, кошки и т.д. Пословицы - меч мудрости, спасающий человека в часы житейских невзгод. Наблюдения над жизненными опасностями заставляют крестьян видеть на несколько шагов дальше, чем кажется при поверхностном взгляде на вещи. Сколько скрытых смыслов обнаруживает ум крестьянина и ремесленника в мелочах жизни!
Удивительное дело! Понимая красоту этих пословиц, мы довольно часто не всегда верно понимаем их смысл, ведь многие пословицы мы используем в их сокращённом варианте, часто забывая их вторую, наиболее яркую, а иногда парадоксальную часть. Эта вторая часть напоминает крестьянину, что в большинстве житейских ситуаций надо держать ухо востро, быть начеку. Потеря внимания в любом деле часто оборачивается неудачей. В этих кратких афоризмах много практического ума и сметки, которые жизненно необходимы каждому человеку. Читая сказки, былины и пословицы, складывается впечатление, что наряду с дворянской Россией существовал параллельно ей иной мiр, иные ценности, своя правда, своя мораль. Пройдёт много времени и на этот мiр обратят внимание поэты: Пушкин, Некрасов, Кольцов, Клюев, Есенин.
Пословицы в значительной степени отражают глубинные мысли крестьян. В них много мыслей о самом необходимом, излишеств жители села никогда не имели. Наблюдая жизнь дворян, крестьяне нутром чуяли, что они не ведут праведный образ жизни, который они понимали как труд на земле, поэтому земля для них кормилица. И себе такой жизни, как у дворян, они не желали. Излишек свободного времени становится в их глазах обузой. Ничего сверх меры! А мера человеку - его деяния. Нести свой крест. Жить надо так, чтобы дела были соразмерны мыслям.
Голод не тетка, пирожка не поднесет.
Гол как сокол, а остер как топор.
Губа не дура, язык не лопатка, знает, где кисло, знает, где сладко.
Два сапога пара, оба левые.
За двумя зайцами погонишься — ни одного кабана не поймаешь.
Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.
Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха.
Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
Бедность — не порок, а большое несчастье.
В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо.
Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
Девичий стыд — до порога, переступила и забыла.
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
И делу время, и потехе час.
Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся — бесятся.
На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
На сердитых воду возят, а на добрых сами катаются.
Не все коту масленица, будет и пост.
Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.
Один в поле не воин, а путник.
От работы кони дохнут, а люди — крепнут.
Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
Повторенье — мать ученья, утешенье дураков.
Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
Рука руку моет, да обе свербят.
Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
С пчелой поладишь — медку достанешь, с жуком свяжешься — в навозе окажешься.
Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
Собаку съели, хвостом подавились.
Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь.
У страха глаза велики, да ничего не видят.
Ума палата, да ключ потерян.
Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска.
Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
Дуракам закон не писан, если писан — то не читан, если читан — то не понят, если понят — то не так.*
Чем-то эти пословицы напоминают китайские стратагемы. Их можно применять в разных сферах жизни, а не только по прямому назначению. Иногда в них прослеживается добрая ирония, иногда самокритика. В них мiр крестьянина открывается с неожиданной стороны, хотя на первый взгляд всё вроде бы и хорошо известно. И было бы большим несчастьем, если бы они до нас не дошли...
*В.И.Даль, "Пословицы и поговорки русского народа", Москва, Эксмо-Пресс, 2000 г.