Найти тему
Налоги и Жизнь

АУСН: правда и домысел в словах о новом налоговом режиме

Фото автора.
Фото автора.

Эксперимент, который начался в июле 2022 года в четырёх регионах РФ, начиная с вновь открывшихся компаний и индивидуальных предпринимателей, уже опробован налогоплательщиками. В этом году к эксперименту присоединились предприниматели с иных налоговых режимов, изъявившие желание добровольно испробовать автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН).

По первым шагам можно сформулировать, с чем пришлось столкнуться на автоматизированном режиме и подвести итоги.

Условия, установленные для применения системы, делают ее интересной для вновь открывшихся небольших компаний. Начать применять автоматизированную упрощенную налоговую систему могут налогоплательщики с выручкой не более 60 млн. руб., численностью персонала 5 человек. Для организации установлено так же ограничение на остаточную стоимость основных средств – не более 150 млн. руб.

ИП без персонала систему не рассматривают. Для них существует аналог – режим самозанятости или патент, где ставки налогообложения в разы ниже.

Понятно, что система для небольших компаний и ИП с персоналом.

Перечень компаний, не имеющих право работать на автоматизированной упрощенной системе налогообложения, несколько шире, чем на привычной упрощенной системе налогообложения (УСН).

Нельзя совмещать автоматизированную систему с иными режимами налогообложения.

Выплата заработной платы и иных доходов физическим лицам осуществляются только через уполномоченные банки, которые исполняют роль «посредника» между компанией и налоговым органом вместо бухгалтера.

Если у компании открыты счета, включая корпоративные, в банках, не включенных в реестр уполномоченных кредитных организаций, перед переходом на АУСН их закрывают. Работать с неуполномоченными банками на этом режиме нельзя.

Обслуживающий банк в рамках АУСН передает в налоговый орган все сведения об операциях по расчетному счету, операциях с использованием корпоративного банковского счета, о переводах электронных денежных средств, а также иную информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов в период применения автоматизированной системы.

В связи, с чем установлен запрет на выплаты физическим лицам дохода наличными денежными средствами через кассу компании. Все расчеты с физическими лицами осуществляются только в безналичной форме.

Предприниматели, заключившие агентские договора, договора комиссии или поручения, а также использующие труд лиц, которые не являются налоговыми резидентами РФ, не могут применять автоматизированный налоговый режим.

Наивно полагать, что вне АУСН информация об открытых счетах в банках и операции по ним недоступны налоговому органу.

О банковском контроле над денежными операциями я писала: «Появилась ещё одна возможность исключить компанию (ИП) из ЕГРЮЛ (ЕГРИП): оцениваем риски". Ссылка в конце публикации.

Из-за низкого порога показателей, дающих право применять автоматизированный упрощенный налоговый режим, некоторые из вновь открывшихся предпринимателей, "слетели" с него в первые полгода. Не плохо! О чем ещё, как не об удачном старте, может свидетельствовать данный факт.

Тем более,что в случае прекращения применения АУСН по причине превышения показателей можно начать применять иные упрощенные режимы (УСН, ЕСХН) сразу от даты утраты права на применение АУСН, много на этом не потеряв.

Главное не забыть в срок уведомить налоговый орган об утрате права на применение автоматизированной налоговой системы и выборе иного упрощенного режима налогообложения. Если этого не сделать налоговый орган сам уведомит компанию об утрате права применять АУСН, как только обнаружит, что нарушены соответствующие требования.

Уведомление от налогового органа поступает в течение 10 дней с момента выявления отклонения, у компаний есть 30 дней, чтобы уведомить контролеров о выборе иного упрощенного режима налогообложения.

Если упустить сроки предоставления уведомления о выборе иного налогового режима налогоплательщики автоматически оказываются на общей системе налогообложения. С чем и столкнулась одна из компаний, когда приняла на работу очередного сотрудника, превысив тем самым ограничение по среднесписочной численности персонала в 5 человек.

Предприниматель, нанявший сотрудника, полагал, что не нарушает требований установленных для применения АУСН. Налоговое уведомление о прекращении права на применение автоматизированного режима, направленное в личный кабинет налогоплательщика, им было не замечено. О том, что он работает на ОСН и платит самостоятельно все налоги и сборы предприниматель узнал, получив по окончании квартала уведомление о непредставлении им декларации по НДС (замечу, что НДС на АУСН не платиться и отчетность не предоставляется).

После прекращения применения АУСН можно по желанию вновь вернуться на автоматизированный режим с начала следующего года, подав уведомление об этом до 31 декабря текущего года, при условии, что на момент подачи уведомления соблюдены все требования, предусмотренные частью 2 статьи 3 Закона № 17-ФЗ.

Могу ошибаться, но, на мой взгляд, желающих перейти на автоматизированную УСН вместо привычной УСН массово не наблюдается. Начинают применять режим чаще вновь открытые ИП с сотрудниками или ООО без сотрудников. Кстати, с этого года часть из них добровольно перешли с АУСН на УСН.

Оно и понятно, ставки налогообложения на АУСН значительно выше: 8% с доходов или 20% с доходов за вычетом расходов, против 6% и 15%, соответственно, на обычной УСН или 6% на ПСН. Ставка минимального налога на АУСН с базой "доходы минус расходы" - 3%, против 1% на УСН. Налог исчисляется и уплачивается ежемесячно, а не ежеквартально, как при УСН.

Сумма налога к списанию определяется налоговым органом на основании данных, полученных посредством применения налогоплательщиком ККТ, поступивших от уполномоченных банков и переданных налогоплательщиком самостоятельно через личный кабинет.

О начисленной сумме налога не налогоплательщик, а налоговый орган уведомляет налогоплательщика.

В случае несогласия с определением налоговой базы или исчисленного налога можно до уплаты налога решить вопрос с налоговым органом.

Урегулировать разногласия до оплаты не получится, если налогоплательщик представил в налоговый орган свое согласие на предоставление в отношении него налоговым органом в уполномоченный банк информации об исчисленной сумме налога и реквизитов, необходимых для его уплаты. Исчисленный налог спишется автоматически.

Также при применении автоматического налогового режима уполномоченный банк рассчитает и перечислит НДФЛ с заработной платы сотрудников. Информацию о начисленном доходе должны передавать налогоплательщики самостоятельно, однако, в данном случае, не в налоговую инспекцию, а в банк.

В целях автоматизации процессов, обнулены тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование с выплат вознаграждения физическим лицам. Индивидуальные предприниматели без сотрудников не уплачивают страховые взносы в фиксированном размере на личное страхование ИП, включая взносы с доходов, превышающих 300 тыс. рублей.

Обеспечение пенсионных прав сотрудников, трудящихся у страхователя, который применяет АУСН обещано компенсировать из средств федерального бюджета за счет уплачиваемого налога при АУСН.

В каком размере будут поступать суммы на личные счета сотрудников, застрахованных в системе ОПС (с фактического дохода или со средней заработной платы), не понятно. Может оказаться, что сотрудники, работающие в компании или у ИП, применяющих автоматизированную систему, окажутся в менее выгодном положении, нежели физические лица, работающие у страхователей, применяющих иные налоговые режимы и уплачивающих взносы на ОПС.

А вот, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в рамках АУСН уплачиваются. При этом, рассчитываются не с фактического фонда оплаты труда, как мы привыкли, а в фиксированном размере.

Обязательный страховой взнос составляет 2040 рублей в год, который подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы и уплачивается ежемесячно в размере 1/12 от годовой суммы.

Скидки, надбавки, отсрочка, рассрочка для плательщиков, применяющих АУСН, не предусмотрена. Как и не предусмотрена возможность не оплачивать страховой взнос в случае отсутствия начисленной заработной платы.

Очевидно, что подобный механизм освобождает от необходимости вести налоговый учет, книгу учета доходов и расходов и сдавать отчетность.

Однако заявленная автоматизация процесса больше направлена на процедуру взаимодействия бухгалтера с налоговым органом и механизм администрирования при взимании налогов.

Через личный кабинет передается не только уведомление о начале (прекращении) применения АУСН, иного налогового режима, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора и прочее, но и ведется учет доходов и расходов.

Полностью учетный процесс в рамках АУСН не автоматизирован, роль бухгалтера не изменилась, сменились некоторые функции.

Известны случаи, когда компании столкнулись с двойной уплатой налога на доходы, уплатив налог в связи с применением АУСН и торговый сбор, по причине того, что налогоплательщик не представил в налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора. В результате чего налоговым органом не был сформирован расход и не уменьшена сумма налога при АУСН с базой «доходы» на сумму уплаченного торгового сбора.

Ряд расходов, для уменьшения налога, если не предоставить самостоятельно данные через личный кабинет, не смогут быть учтены налоговым органом при формировании налоговой базы.

Это же относится и к проведению налогоплательщиком некоторых операций, не проходящих через банк и кассу компании, например, проведение взаимозачета.

Могут быть случаи ошибочного автоматического включения в доходную базу суммы взноса на расчетный счет наличных денежных средств компании, с который уже был удержан налог (выручка, возврат заемных или подотчетных средств).

Предпринимателям, работающим на АУСН, необходимо ежемесячно проверять данные в личном кабинете, которые попадают туда из данных о выручке пробитой по ККТ, информации поступившей по банковскому счету, и, при необходимости, скорректировать налоговую базу. По умолчанию, считается, что налогоплательщик подтвердил, что налог рассчитан корректно.

В случае если компания или ИП выступили налоговыми агентами в связи с обязанностью уплатить налог на прибыль или НДС, выплачивали дивиденды, выставили счет-фактуру с НДС – необходимо самостоятельно представить налоговую декларацию.

Сохраняется обязанность предоставлять сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц по форме СЗВ-ТД и иные данные при заключении трудовых и гражданско-правовых договоров, связанных с оказанием услуг физическими лицами.

Ведение бухгалтерского учета и формирование балансовых отчетов для организаций никто не отменял.

Направлен ли эксперимент с налоговым режимом на облегчение ведения предпринимательской деятельности?

Отчасти – да.

В основном - за счет отмены обязанности представлять налоговые декларации и расчеты, а так же передачи части функций налогоплательщика обслуживающему банку и налоговому органу, что не только сокращает издержки на составление отчетов и уплату налогов, но и высвобождает время, связанное с постоянным отслеживанием регулярно меняющихся отчетных форм, сроков, правил.

При этом усиливается контрольная функция налогоплательщика.

Освобождение от уплаты страховых взносов, рассчитанное на микропредприятия с минимальной численностью персонала, где вряд ряд ли могут быть высокие зарплаты, а значит, и большие расходы на отчисления страховых взносов с них, при повышенных ставках налога в связи с применением АУСН, не приводит к крупному сокращению налоговых издержек на автоматизированном режиме, по сравнению с теми же УСН, ЕСХН, ПСН и НПД.

Вновь зарегистрированным компаниям можно начать с применения АУСН, в дальнейшем целесообразно рассмотреть иные налоговые режимы, сравнив основные условия их применения и экономические показатели.

Автоматизированная система может заинтересовать добросовестных налогоплательщиков со стандартными хозяйственными ситуациями, не желающими тратиться на бухгалтерское сопровождение.

Если нужна помощь в подборе режима налогообложения, ведении учета и составлении отчетности можете обратиться по e-mail: nksoe@yandex.ru

Рекомендую почитать: