"Возможно, тема моего поста вас удивит. Неужели детский психолог пишет о наказаниях ребёнка?! Да, это так. Более того, я всегда повторяю родителям, что воспитание без наказаний не может существовать.
Но наказания бывают разные...
Почему-то многие родители воспринимают наказания, как суровый, жестокий жест в отношении ребёнка. Это далеко не так.
Наказания прежде всего несут функцию научения. Задача наказывающего не унизить ребёнка или заставить, а предупредить, что данное поведение приводит к нежелательным последствиям, так делать нельзя.
Процесс воспитания необходим для того, чтобы подготовить детей к будущей самостоятельной жизни, жизни без родителей. Так вот, наказания должны быть не ограничивающими, а развивающими, дабы ребёнок вынес какой-то урок и сделал работу над ошибками.
Пример.
После школьных уроков восьмилетний мальчик решил задержаться на прогулке с друзьями. Снег в руках так замечательно слипался, что они не смогли удержаться от игры в снежки, которая затянулась. Однако мамой он был предупрежден ещё перед школой, что после занятий ему нужно зайти к бабушке, взять деньги и сходить для неё в аптеку, потому что сама она не в состоянии это сделать. Мальчик или забыл, или не захотел торопиться к бабушке, в любом случае, с ребятами было гораздо веселее. Мама с работы звонит бабушке и узнаёт, что её сын через полтора часа после окончания уроков так и не сходил за покупками. Мама в гневе и собирается наказать ребёнка.
Сравните:
Ограничивающее наказание.
""Почему ты задержался?! Ты же знаешь, что бабушка тебя ждёт, она волновалась. Только о себе и думаешь, нет бы о бабушке подумал! На три дня ты остаёшься без прогулок с друзьями. А после школы всю неделю сразу идёшь домой. СРАЗУ! И никакого телефона! Сначала делаешь уроки, а потом всё остальное!""
Развивающее наказание.
"Сынок, мы с тобой договаривались заранее. Помнишь, я утром озвучила просьбу? Ты её услышал, я это видела, но почему-то ты её не выполнил. Бабушка тебя ждала и переживала. Из-за этого у неё поднялось давление. А таблетки она не смогла принять, потому что ты должен был ей их купить. Нельзя так рисковать здоровьем бабушки, мы должны о ней заботиться. Мы собирались пойти в аквапарк в это воскресенье, придётся отменить это мероприятие, чтобы ты вынес урок из этого проступка"".
В данном случае слова мамы разъясняют ребёнку, почему и за что она вводит санкции. И если ребёнок очень хотел сходить в аквапарк всей семьёй, то для него это будет весомым аргументом не повторять подобных ошибок.
Наказания не должны ограничивать ребёнка в его потребностях. Например, ребёнку нужно гулять с друзьями и социализироваться. Запрет на прогулки на неделю или две лишают его естественных вещей, необходимых для развития.
Наказания лучше всего применять тогда, когда условия уже были оговорены, но с его стороны нарушены. К примеру, ребёнку было разрешено гулять до девяти часов вечера. Он об этом знал, но ослушался и пришёл домой на полчаса позже. Поэтому всякий раз перед наказанием убедитесь о том, знал ли ребёнок те правила, которые он нарушил. Если договорённостей не было, то откуда тогда ребёнку знать, можно ли это было делать или нет?
Придумывайте правила и санкции к их нарушению вместе с ребёнком. Составьте таблицу того, что делать точно нельзя, а что делать запрещено, но можно с некоторыми условиями (например, ложиться спать нужно в 22:00, но на выходных можно позволить себе не ложиться до 23:30). Внесите в таблицу правила и что последует за их нарушением. И обязательно убедитесь в том, что ребёнок эти правила понял и согласен с ними.
Наказания не должны быть унизительными, ронять достоинство ребёнка. Пожалуй, это самое важное правило. Наказания должны быть направлены не на то, как сделать ребёнку похуже, чтобы он "наконец уже понял", а на то, чтобы научить его, подготовить к самостоятельности.
Говорите с ребёнком твёрдым и уверенным голосом. "Мягкие" наказания не воспринимаются всерьёз, а "жёсткие" могут привести к обману с целью избежать наказание. Поэтому не забывайте про свою авторитетность, как взрослого человека. И не забывайте уважать своего ребёнка, чтобы ни случилось.