Определение
Термин русалка связан с названием русского языческого праздника Русалия. Во время этого праздника проводились ритуальные обходы по домам с целью изгнания болезней и лечения больных.
Русалка — также чертовка, или шутовка или водява. На Украине их считают девочками, умершими без крещения; в других местах полагают, что каждая утопленница может обратиться в русалку, если покойница была такова при жизни; или когда девка утонула, купаясь без креста, причем полагают, что ее утащил водяной; опять иные считают русалок вовсе не людского поколения, а нечистыми духами или даже просто наваждением дьявольским.
На юге у нас русалка вообще не зла, а более шаловлива; напротив, великорусская русалка или шутовка, особенно же северная, где она и называется не русалкой, а просто чертовкой, злая, опасная баба и страшная неприятельница человеческого рода.
Существуют некоторые особенности трактовки образа русалки. Первая особенность – отношение к ней как к своему умершему родственнику «у нас в семье есть своя русалка», а с другой стороны, как к мифическому существу, нечистой силе.
По словарю В. Даля, - она сказочная жилица вод, а в "Словаре русского языка", изданном Академией наук: "Русалка - в народных поверьях - живущее в воде существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом".
Преимущественно фигурируя как "водяная красавица", русалка одновременно предстает в фольклоре и как лесное демоническое существо. Так, по поверьям, которые были распространены в Рязанской, Тульской и Калужской губерниях, русалки "живут в воде, в лесу и в поле", они "являются, с одной стороны, водяными, с другой - лесными духами».
"Между лесными и водяными русалками у нас не делается различия ни во внешнем виде, ни в занятиях их: и в лесу они не теряют своей прекрасной наружности, которой привлекают людей, купаясь при свете месяца".
В конце прошлого века в Калужской губернии продолжали бытовать рассказы о том, что русалки — это души утопленниц. Крик лесных русалок пронзителен, но пенье мелодичное, водные же -"девушки с рыбьим хвостом и зелеными волосами. Глаза их горят страшно, стан стройный и гибкий, лицо бледное. В движениях они проворны и ловки, играют, плещутся водою. Нередко образ русалки связан с поверьями о водяном, является парным к нему, подобно лешачихе, женским образом; она - его жена, наложница, дочь, прислужница, местами даже его женская параллель, т. е. хозяйка водной стихии.
Неясно само название "русалка", наряду с которым в народе живут и другие: купалка, водяница, лоскотуха, мавка и т. д.
Где живет
Русалка любит пустые и глухие воды. Также было зарегистрировано поверье, что русалки живут во ржи, когда она цветет и наливается, а остальное время года пребывают в лесах, но непременно на берегу реки или озера, где купаются и прячутся.
Живут дружно, обществами, витают под водой, но выходят и на берег; резвятся, поют, шалят, хохочут, качаются на ближних деревьях, вьют плетеницы из цветов и украшаются ими, и если залучат к себе живого человека, которого стараются заманить всеми средствами, то щекочут его, для потехи своей, до смерти.
Если при русалке есть гребень, то она может затопить и сухое место: доколе она чешет мокрые волосы, дотоле с нее все будет струиться вода; если же на русалке и волоса обсохнут, то она умирает. Следы этих шаловливых подружек остаются изредка на мокром песке; но это можно только видеть, застав их врасплох: в противном случае они перерывают песок и заглаживают следы свои.
Где верят в водяного, там считают его атаманом русалок. В очерках о поверьях Воронежской губернии: русалки обладают вечной юностью и красотой, у них зеленые волосы, живут они в хрустальных дворцах, в ясные летние ночи играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях, щекочут и уносят в водное царство свои жертвы.
Иногда местом пребывания русалки считается лес или поле. Были попытки в предании объединить и те и другие представления: согласно бытовавшему кое-где поверью, русалки, обычно живущие в воде, после Троицы переселяются в леса и поля.
Былички повествуют о том, что зимой русалка скрывается от людей в проруби или гонится за санями мужика, едущего через лес.
В Псковской области фиксировались поверья о русалке как о сезонном духе, которого можно было видеть на Троицкой неделе в злаковом поле.
По белорусским поверьям русалки обитают в воде с осени до Русальной недели (до лета) а затем выходят из воды и забираются на берёзы.
Всем русалкам разрешается выходить из воды еще на Светлое Воскресение, когда обносят кругом церкви плащаницу. И потому в это время запирали двери в храм как можно крепче из опасения как бы не набежали русаки. В этом поверии различаются следы древнеславянского почитания душ умерших: весною, когда вся природа оживает по верованию древних славян, оживали и души умерших и бродили по земле.
Облик
Их представляют иногда безобразными; но вообще русалки большею частию молоды, стройны, соблазнительно хороши: они ходят нагие, или в белых сорочках, но без пояса, с распущенными волосами, зелеными. Иные утверждают, что у русалок между перстов есть перепонка как у гуся; другие даже, что у нее, вместо ног, раздвоенный рыбий хвост.
Корреспондент П. Крупнов из Вологодской губернии сообщал о наядах-"молодых женщинах среднего роста с тонкой талией. Глаза мутного цвета, волосы - до земли, зеленые. Они выходят из воды, щекочат".
Встречаются полевые и даже домашние. Свидетельства о безобразии русалок он считает единичными; как правило, это красивые девушки, иногда дети. Они не только водят хороводы, хохочут, поют, кричат, бьют в ладоши, но и катают яйца, играют пылью, празднуют свадьбы, расчесывают волосы, моют лицо, прихорашиваются, плетут венки, парятся в банях, стирают белье, прядут, воруют нитки и полотно, стерегут цветущую рожь, часто портят посевы.
Они ходят нагие, или в белых сорочках, но без пояса, с распущенными волосами, зелеными.
У украинцев и южных великорусов превалирует образ водяной красавицы, у белорусов он связан главным образом с лесом и полем, у северных великорусов это чаще всего косматые безобразные женщины.
Очевидно, в последнем случае название русалки нашло механическое прикрепление к образу лешачихи, распространенному в северных русских поверьях.
При всей вариативности образа русалки от юной обольстительной красавицы до безобразной старухи, от женщины в традиционной одежде с расшитыми рукавами до получеловека-полурыбы, при явном слиянии в этом образе представлений о различных по своему происхождению мифологических существах от душ утопленников до водяных и лесных демонов, при многообразии наименований ее от мавки, лоскотухи до фараонки, все же можно выделить наиболее ходовой, условно говоря, классический образ русалки - роковой для человека красавицы, водяной, реже лесной, нежити.
Именно этот образ вошел в литературу и в профессиональное искусство, именно он чаще всего представлен и в фольклорных текстах, в отличие от народного изобразительного искусства, где доминирует образ женщины, а иногда и мужчины с рыбьим хвостом - берегини, фараонки.
По некоторым сообщениям русалкам приписывается способность к оборотничеству. Считалось что они могли принимать вид белок, крыс, лягушек, птиц.
Вред и польза
Встреч с русалками люди очень боялись. На десятой неделе по Святой Пасхе, сохранившей в народе название русальной ни одна деревенская девушка не решится пойти в лес без товарок именно из-за боязни «злых русалок» которые по народному представлению на это время переселяются из речных и озерных омутов в леса. В ту же самую пору мужики принимаются «русальничать» то есть гулять на все лады и пить целую Всесвятскую неделю до самого заговенья. Заговенье — в традиции Православных церквей название последнего дня перед длительным постом, когда ещё можно употреблять скоромную пищу (животного происхождения).
Русалки, по поверьям, наносят людям вред: пугают, гоняются, топят, убивают, замучивают щекоткой, они прельщают мужчин и ненавидят женщин, портят скотину, воруют детей. Д. К. Зеленин справедливо подчеркивает, что взгляд на русалок как на нечисть "проходит красной нитью во всех народных сказаниях о русалках". Но они, бедненькие, очень скучают без мужчин, и все их затеи клонятся к тому, чтобы залучить человека и защекотать его насмерть. Сказывают, что они иногда от скуки перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им на спине, как шаловливые школьники, одно крыло за другое, так что птица не может сама расправить крыльев; они же, сидя в омутах, путают у рыбаков сети, выворачивают мотню и скатывают их с речной травой.
Вообще, полная власть шаловливым русалкам дана во время русальной недели, которая следует за Троицыным днем и до заговенья. Первое воскресенье за Троицей также называется русальным. Это время, по народному мнению, самое опасное, так что боятся выходить к водам и даже в леса. Кажется, несправедливо — как иные полагают — будто русалки хозяйничают до Петрова дня и будто они, по народному мнению, девочки лет семи: этих поверьев я не встречал нигде. На юге русалка взрослая девушка, красавица; на севере чертовка стара или средних лет и страшна собой. На Украине, в продолжение клечальной недели, есть разные игры в честь русалок, кои в это время бегают далече в леса и поля, топчут хлеб, кричат, хлопают в ладоши и проч. Г. Сахаров напечатал песни русалок, бессмысленные слова или звуки, отзывающиеся украинским или белорусским наречием.
В материалах Русского географического общества, собранных в основном в середине XIX г., мы находим множество свидетельств о вере в русалок. Так, согласно информациям из Казанской губернии, там считали, что во время русальной недели по полям блуждают нагие существа женского пола с длинными волосами, нападают на молодых людей и умерщвляют их щекотанием; те же свидетельства мы находим в Калужской губернии, жители которой "весьма важно рассказывают, как они (русалки) на духовской неделе бегают во ржи, качаются на деревьях"; аналогичные сведения записаны в Астраханской, Пермской губерниях и т. д.
По южнорусским данным Русалки гуляют во ржи во время её цветения и там где они бегают, всходы становятся гуще. Популярны в гароде запугивания для детей «Не ходите по житу русалка вас заловит.».
Однако обнаруживается пристрастие к прядению и тканью. Русалки приходят в дом к тем, кто не соблюдает запрет на ткаческие работы в течение Русальной недели и начинают там прясть.
В полесье (польша) популярны рассказы о русалке, которая, придя на Русальной неделе оставалась в доме целый год сидела молча за печью ничего не пила не ела а питалась лишь паром от горячей пищи а когда вновь наступила Русальная неделя и появились русалки, она вдруг захлопала в ладоши и с криком «Наши идут» исчезла.
Так же Полесские русалки (территория Белоруссии, Польши, России и Украины) контролировали поведение людей – они наказывали тех, кто нарушает запреты предписанные для Русальной недели. Только ей приписывают нравоучительные реплики, наставления в форме запретов – она якобы предостерегает людей от ошибок в ведении хозяйства.
Как мы видим, к русалке относятся довольно двойственно. Она вредит злаковым посевам, но одновременно способствует их росту. Портит пряжу, основу, но при этом сама доделывает ткаческие работы проникая по ночам в дома. Нападает на людей, работающих на Русальной неделе, либо защищает их от других русалок. Похищает ребенка, оставленного в поле, либо забавляет его, укачивает. Иногда даже увидеть русалку считалось к добру.
Обереги от русалок
Собраны им и свидетельства об оберегах от русалок: они боятся креста, очерченного круга, спастись от них можно при помощи чеснока, железных орудий, словесных оберегов.
Кроме церковного ладана (незаменимого средства против всякой нечистой силы) против чар и козней русалок отыскалось еще снадобье равносильное священной вербе и свечам Страстной недеи это полынь (трава окаянная, бесколенная).
Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит:
- что у тебя в руках: полынь или петрушка?
- полынь
- прячься под тын, - громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо.
В это время надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать «петрушка», то русалка ответит:
- ах ты ж моя душка, - и примется щекотать до тех пор, пока у человека изо рта не пойдет пена и не повалится он как мертвый.
Тын — частокол или забор из вертикальных бревен или жердей.
Русальная неделя – в народном календаре троицкая – это две предшествующие Троице недели.
День Святой Троицы — это праздник в честь сошествия на апостолов Святого Духа. Отмечается спустя 50 дней после Пасхи. День Святой Троицы или Пятидесятница - один из 12 главных церковных праздников, который посвящен событиям, описанным в Евангелие. В этот день празднуется сошествие Святого Духа на апостолов - учеников Иисуса Христа.
Пояс
Пояс элемент в одежде, маркировавший возрастной, половой и социальный статус человека. А также наряду с крестом символизировал принадлежность человека в «своему» человеческому миру.
Пояс считался универсальным оберегом, связующим элементом между человеком и окружающим миром, его использовали в переходных ритуалах, в охранительной и лечебной магии.
Особая магическая сила приписывалась поясу священника, венчальному поясу, новому, а также с вытканными словами молитвы.
Ношение пояса считалось обязательным в повседневной жизни, без него как без креста человек выключался из социальной и культурной сферы. Находиться в обществе без пояса считалось неприличным и, грешным делом.
У старообрядцев Заволжья, как и крест пояс не снимали даже в бане, чтобы не оказаться беспомощным против нечистой силы.
Сорвать с человека пояс значило тяжело оскорбить и обесчестить его. Князь Василий Косой был оскорблен на пиру снятием пояса что послужило предлогом к войне.
8 февраля 1433 года в Москве состоялась свадьба внука Дмитрия Донского великого князя Василия II (Тёмного) с Марией Ярославной. На свадьбу прибыл внук по другой линии, князь Дмитрий Шемяка вместе с братом Василием Юрьевичем.
Во время празднования один из гостей опознал «пояс злат, на чепех, с камением»[2] , надетый на Василии Косом.
Этот пояс был якобы украден 67 лет назад, в 1366 году в Коломне тысяцким Василием Протасьевичем у великого князя Дмитрия Донского во время его свадьбы с Евдокией Дмитриевной (это был подарок тестя, суздальского князя). От Василия Протасьевича пояс будто бы достался мужу его внучки, боярину Ивану Всеволожу, в свою очередь подарившему его мужу своей внучки — Василию Косому.
Мать жениха, вдовая княгиня московская Софья Витовтовна публично сорвала с Василия Косого пояс. Оскорбленный Василий в гневе удалился. В результате его отец Юрий Дмитриевич Звенигородский и его сыны начали боевые действия против Москвы, которые оказались успешными. В 1433 году Юрий Дмитриевич занял Москву, Софья вынуждена была бежать вместе с сыном и невесткой к Твери, а затем в Кострому. Далее война продолжалась с переменным успехом, конфликт затянулся на двадцать лет. Например, сначала Василий Косой в 1434 году был ослеплен по приказу Василия II, как раз тогда приобретя прозвище «Косой». А в 1446 году был захвачен и ослеплен Василий II, став отныне «Темным».
Отсутствие пояса значило отношение человека к чужому миру. Без пояса и креста изображались 12 лихорадок, русалки и другие существа потустороннего мира. На русском севере считалось что кикиморы похищают детей, когда те ходят без пояса.
Снимание с себя пояса, как и креста практиковалось при магических действиях, связанных с соприкосновением с потусторонним миром: при поисках кладов, гаданиях, при добывании цветка папоротника в ночь на Ивана Купала.
Надевание пояса на мальчика символизировало его возмужание, переход в возрастную группу парней, давал право на вступление в брак.
В похоронном обряде пояс использовался как обязательная часть одежды покойного. Старообрядцы верили, что без пояса его не пустят на тот свет.
Пояс универсальный оберег от нечистой силы. Ночного демона змору (душитель) можно отогнать если на ночь положить в изголовье ремень, вырезанный из кожи.
У сербов для этой цели перед сном пояс перекидывали поверх одеяла.
С помощью пояса можно было укрощать ведьм и колдунов. Считалось что колдуна можно поймать венчальным поясом, а ведьму от мужских штанов или поясом священника.
На русском севере хозяйка при первом выгоне перегнав корову через свой пояс надевала его на себя и уже не снимала до конца пастбищного сезона чтобы «привязать» корову к дому.
В некоторых обрядах пояс выступал как инструмент установления связи между своим и иным миром. Во время святок девушки перед сном клали пояс под подушку со словами: пояс мой пояс покажи жениха и поезд» или хлестали им по порогу с теми же словами.
Литература:
С. Максимов Нечистая, неведомая и крестная сила.