Кому как, а мне вот всегда было интересно - что же означает логотип автомобиля СИТРОЕН?
Вроде бы два бумеранга. Или две крыши (которые надёжнее, чем одна). Или две стрелочки. Или...
Но оказалось - всё интереснее. И выяснилось это, когда я наткнулся в Интернете на странное название - ШЕСТЕРНЯ ЦИТРОЕН. Так называлась созданная в 1912 году российско-французская компания с штаб-квартирой в Санкт-Петербурге.
Как можно догадаться по названию, кампания эта была как-то связана с шестерёнками. Действительно, имя Андре Ситроена в те времена находилось в тесной ассоциации с этими изделиями. Многие именно ему приписывают авторство изобретения шевронного профиля зуба, хотя по другим данным, придумал это некий польский механик-самоучка, а Ситроен всего лишь выкупил патент на более совершенную схему.
Как бы то ни было, а идея расположить зубья в виде буквы V оказалась на редкость удачной. Такие шестерёнки (их ещё называют "шевронными") обладают большим числом достоинств, среди которых можно выделить отсутствие осевой нагрузки на подшипник, а значит, более длительный период эксплуатации важного узла. Кроме того, шевронный тип передач разрешает значительно увеличить угол наклона зубьев при сравнении со стандартным косозубым колесом.
Другими несомненными плюсами шевронного колеса являются:
- плавность хода из-за большого угла наклона зубьев,
- компактный размер,
- маленький вес детали и в целом узла,
- высокий КПД (обеспечивает минимальные потери в процессе использования),
- неизменное передаточное число.
Поняв всё это, Андре Ситроен тут же открыл завод по производству шевронных шестерен.
Очень скоро Общество Коломенского машиностроительного завода при финансовой поддержке Санкт-Петербургского международного коммерческого банка решило совместить приятное с полезным, спрос с предложением, и наладить поставку из Франции качественных шестерёнок и других комплектующих для выпуска паровозов и прочего железнодорожного подвижного состава. Продукция АО "Шестерня Цитроэн" также широко использовалась в зарождающемся отечественном автомобилестроении.
Кстати, после Октябрьской революции производство сохранилось, предприятие Акционерного общества "Шестерня Цитроэн" национализировали, а название неоднократно менялось - "Завод Шестерня-Ситроен-Рессора-Пружина", "Завод им. С.М.Будённого", "Московский завод гидроагрегатов им. С. М. Буденного", "Московский завод гидравлических приводов". Сейчас это ЗАО «Мосгидропривод», которое специализируется на производстве шестеренного насосного оборудования.
А что же логотип? Да тут, по-моему, всё и так понятно...
Андре Гюстав Ситроен (5 февраля 1878 - 3 июля 1935) - французский промышленник, создатель концерна "Citroën" и автомобиля СИТРОЕН.
Родился в Париже, в семье нидерландского торговца алмазами и другими драгоценными камнями. Его папа (который таки да) покончил с собой, когда Андрэ было всего десть лет, оставив детям огромное состояние.
Отучившись в Политехнической школе и получив диплом инженера, Андре пошёл в армию. А потом занялся производством шестерёнок.
Во время Первой мировой войны на деньги Банка России он построил завод по производству шрапнельных снарядов для русской армии. Причём строительство завода было завершено всего за четыре месяца, а снаряды в Россию поставлялись вплоть до 1 августа 1916 года, «с минимальным опозданием и без единого процента брака».
С 1919 года производственные мощности были переориентированы под строительство автомобилей, которые пользовались огромной популярностью.
И всё бы ничего, компания стала одной из из наиболее успешных в Европе к началу 1930 годов. Но... В 1934 году Андре Ситроен проигрался в карты и обанкротился. Пришлось продать Citroën другому французскому гиганту - Michelin.
После чего Андре ничего не оставалось, как уже через год умереть от рака желудка.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!