Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

«Линия Маннергейма» на зарубежных экранах

"Больше года прошло с тех пор, как героические части Красной Армии в борьбе за безопасность северо-западных границ Советского Союза разгромили одно из самых мощных современных оборудованных по последнему слову военной техники укреплений — линию Маннергейма. Буржуазная печать во все дни боев с белофиннами беззастенчиво клеветала на Красную Армию. Но факты — упрямая вещь. Факт разгрома линии Маннергейма как нельзя лучше опроверг лживые измышления врагов СССР.

Появление на зарубежных экранах советского документального фильма «Линия Маннергейма» оказалось рупором убедительной правды. Фильм воочию, документально показал героизм советских людей и боевую техническую мощь Красной Армии. Через цензурные рогатки, через другие «укрепления» капиталистических государств прорвался фильм на экраны и произвел незабываемое впечатление на зрителей. С огромным успехом прошел фильм на экранах США в Нью-Йорке и в Чикаго. Даже буржуазная пресса не могла скрыть огромного впечатления, которое произвел на зрителей этот фильм. Газета «Нью-Йорк Пост» в номере от 19 декабря 1940 г. писала: «...Фильм Линия Маннергейма — советский военно-документальный фильм о войне в Финляндии, демонстрирующийся сейчас в кинотеатре «Миами», является исключительным фильмом как с военной точки зрения, так и с точки зрения фотографической техники.

Одиннадцать русских кинооператоров работали на передовых линиях и, таким образом, документировали современную войну, ее орудия и методы, которые до настоящего времени не имели себе равных... Русские самолеты-бомбардировщики, истребители, тяжелые и легкие танки и артиллерия отнюдь не оставляют впечатления чего-то несовершенного или случайного, тем более, что показ самой линии Маннергейма не говорит о том, что их задача была легкой. Эта линия была прозвана «непроницаемой». И даже тогда, когда русский киноаппарат показывает ее нам уже разрушенной, она все еще кажется такой же неприступной». Небезынтересны сообщения нью-йоркской буржуазной прессы о реакции зрителей в кинотеатре во время демонстрирования фильма. Газета «Нью-Йорк Ньюс» в номере от 20 декабря 1940 г. пишет: «...Публика, собирающаяся в кинотеатре «Миами», особенно восхищается способом, каким советские саперы отыскивали с помощью магнитных колец зарытые в земле мины.

Зрители возмущаются, когда обнаруживается, что одно из захваченных орудий оказывается английского происхождения. Они от души смеются, когда один из танкистов высовывает голову из люка танка и начинает преспокойно бриться».

Эта характеристика отношения зрителей к событиям и фактам, изображаемым в фильме, не требует комментариев. Отношение трудящихся к Советскому Союзу и к Красной Армии спокойно и ясно сформулировала нью-йоркская газета «Дейли Уоркер». «... Этот фильм представляет собой простой и волнующий документ, абсолютно лишенный всякой сенсационности, хотя он повествует об одном из самых сенсационных подвигов в летописях современной войны. В нем просто и ясно, с большой драматичностью рассказано о том, что происходило в действительности. Фильм «Линия Маннергейма» документирует медленное, но методическое наступление механизированных частей Краевой Армии по стране, где опасность сторожит на каждом шагу. Фильм ясно и убедительно раскрывает истину о том, кто начал войну и кто надеялся извлечь из нее пользу». С небывалым для документальных фильмов успехом демонстрировалась «Линия Маннергейма» в Иране.

В одном из лучших кинотеатров Тегерана «Хомай» этот фильм демонстрировался восемь дней подряд, в течение которых его просмотрело б о лее двадцати тысяч зрителей. После этого фильм продолжал демонстрироваться в других театрах Тегерана. Особенно шумным успехом у зрителей пользовался фильм в Болгарии. На страницах прессы, на больших афишах и в отдельных рекламных листовках сообщалось: «Линия Маннергейма — достойный соперник линиям Мажино и Зигфрида». В течение восьми недель не сходил фильм с экрана софийского кинотеатра «Глория-Палас». Широко демонстрировался фильм и п о обширной территории Китая. Общественные просмотры «Линии Маннергейма» в присутствии государственных деятелей, представителей военных кругов и печати состоялись в столицах Венгрии, Югославии и Словакии. Всюду, где только по цензурным условиям фильм мог быть показан, он шел с неизменным успехом, разоблачая ложь врагов Советского Союза, демонстрируя мощь Красной Армии, утверждая непобедимость социализма. Вверху — плакат фильма «Линия Маннергейма», выпущенный в Югославии в прошлом году. Внизу — плакат фильма «Линия Маннергейма», выпущенный софийским кинотеатром «Глория». Цифра «6» указывает, что фильм демонстрируется шестую неделю. Страница из иранской газеты, выходящей на французском языке в Тегеране. В газете рекламируется фильм «Линия Маннергейма» ( Фрадкин Г. "Линия Маннергейма" на зарубежных экранах // Советский киноэкран. 1941. 7: 13).

Это была последняя статья в журнале "Советский киноэкран" на зарубежном материале. Номер был подписан к печати 9 июня 1941 года.