На днях представитель Госдепа США Самуэль Варбург заявил, что Штаты "готовы помочь Ливии с управлением нефтяными доходами". Вашингтонская администрация объявила, что якобы может оказать ливийцам помощь в "формировании надзора и прозрачной отчётности об этих доходах". И вот тут встаёт логичный вопрос: на основании чего власти США вдруг решили прийти к Ливии со своей мнимой "помощью", главная цель которой лишь окончательный захват полезных ископаемых этой африканской страны?
Удивительнее всего то, что этот же чиновник Госдепа Варбург месяц назад заявлял, что в Ливии "нет правительства, с которым можно было бы заключать международные соглашения". Тогда вновь вопрос: а с кем же он тогда собрался совместно управлять доходами от нефти?
Ключевым моментом этой истории является то, что США продвигают в Ливии интересы своей нефтегазовой корпорации ExxonMobil. Среди акционеров этой компании инвестиционный банк американских олигархов Меллонов , а сама фирма тесно связана с Рокфеллерами. ExxonMobil начала разведку месторождений вблизи греческого острова Крит, что некоторое время назад вызвало негативную реакцию со стороны Турции. В Анкаре убеждены, что американская корпорация лезет за нефтью и газом в акваторию, которая является спорной между Грецией и Турцией.
Вполне вероятно, что повышенный интерес США к нефтяным богатствам Ливии является также и попыткой надавить на про-турецкое правительство в Триполи, в отместку за турецкое недовольство активностью ExxonMobil вблизи спорных островов.
То плачевное положение, в котором оказалась Ливия, является последствием интервенции стран Запада в 2011 году. После НАТОвских бомбардировок Ливия не смогла восстановиться и стала ареной постоянного внутреннего конфликта, двоевластия, межплеменных разборок. Это разрушенное состояние резко контрастирует с тем, чем была Ливия при Каддафи. Тогда Ливийская Джамахирия активно влияла на положение дел в Африке, занимала крайне независимую позицию, была богатым государством с высоким уровнем жизни. Конечно, были и ошибки: Муаммар Каддафи, особенно вначале своего правления, считал себя претендентом на статус лидера Арабского мира и участвовал в нескольких внешнеполитических конфликтах, которые завершились для него неудачей. Это были, например, абсолютно провальный для Ливии конфликт в Чаде и помощь Уганде в ее противостоянии с Танзанией (ливийские солдаты, отправленные тогда на помощь Уганде и ее эксцентричному правителю Иди Амину, не умели воевать в условиях тропических лесов и понесли большие потери). В первые годы правления Каддафи ливийская экономика была в несколько хаотичном состоянии из-за его спорных решений (резкий запрет частной торговли, назначение не очень компетентных лиц на посты во главе различных отраслей). Но в дальнейшем Каддафи сумел добиться значительных успехов в сфере экономики и социальной сферы.
Нападение НАТО на Ливию и поддержка Западом ливийских террористов привело к катастрофическим последствиям для этой страны.
Тем не менее, радует то, что в Ливии очень многие выступают против влияния на США на нефтяную отрасль страны. И уж тем более большинство считают, что доходы от полезных ископаемых должны распределяться только ливийскими властями, без участия самозваных заокеанских помощников.
Понравилась публикация? Подписывайтесь на канал