Сепарация
В моей практике часто встречающаяся тема, поэтому хочу осветить основные моменты.
В норме ребёнок становится цельной и самостоятельной личностью к 18-20 годам. Однако случается и так, что люди живут с незавершённой сепарацией в 30, 40 и даже 60+ лет.
Определить её можно по следующим признакам:
. Стремление показать свою независимость;
. Склонность искать авторитетную фигуру, чтобы следовать за ней;
. Частое разочарование в людях из-за несоответствия ожиданий;
. Повторение негативных родительских сценариев;
. Постоянный «поиск себя», завышенные требования к себе, чувство бессилия;
. Поиск одобрения и чувствительность к критике;
. Важные жизненные выборы под влиянием родительских установок;
. Частые обиды, истерики, желание спрятаться от проблем;
Сепарация – это отделение от другого человека с которым установлены доверительные отношения. Это могут быть родители, дети, мужья или жены. Другими словами, способность быть независимым человеком от мыслей, чувств и поведения других людей (значимых близких).
Какие условия могут способствовать успешной сепарации ребенка?
- помогать и поощрять действия ребенка, помочь ему познать этот мир (говорить «да» чаще чем «нет»);
- поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий;
- способность выразить ребенку свое понимание, поддержку и одобрение тогда, когда ему это нужно;
- спрашивать ребенка прямо «чего он хочет» и открыто выражать свои чувства, не отстраняясь от него, быть ему примером (как надо);
- объяснять ребенку запреты, не прибегая к силовым методам.
Дети с надежным стилем привязанности к матери - отзывчивы, проявляют внимательность и любовь к другим детям. Уверенность в том, что родитель всегда доступен и придет им на помощь при необходимости. Все это формирует у ребенка базовое чувство доверия к другим людям, ценность собственного Я, понимание своих чувств и чувств другого человека. Такие люди в последующем находят баланс между независимостью и близостью и могут обращаться за помощью. Им доступны более продуктивные способы решения жизненных проблем.
Детям, у которых были нечувствительные матери к эмоциональному состоянию и потребностям ребенка во избежания разочарования в матери, избирают отстраненную и безразличную манеру поведения. В дальнейшим такие люди обесценивают значение близких людей. Проявление потребности в близости воспринимается ими как угроза и они дистанцируются и избегают интимных (близких) отношений либо часто меняют партнеров, не беря на себя ответственность в формировании отношений.
Детям, у которых были не надежные, непоследовательные матери (то проявляют чуткость и заботу, то отстраняются), выбирают позицию неуверенности в отношениях, так как не знают, чего ожидать. В последующем такие люди слабо понимают границы собственного я. В отношениях с другими могут доходить до слияния и потери личных границ, они подвержены страху одиночества и поэтому, если партнер проявит потребности в отделении, они воспримут это как желание их оставить. Они зависимы, ревнивы и склонны внедряться в психологическое пространство партнера.
А бывают и такие ситуации, в которых близость с матерью в принципе отсутствовала даже в раннем детстве, если мать была недостаточно эмпатичной и принимающей. Такие люди избегают не столько расставания, сколько близости как таковой. Близость неизвестна ребенку, как и чувство эмпатии и доверия. При малейшем нарушении границ реакцией может быть уход из отношений.
Для примера разберем клиентский случай.
Женщина обратилась по поводу своих неудачных отношений с мужчинами. В ходе терапии выяснилось, ее невозможность принимать решения, инфантильное (незрелое) поведение, игнорирование возможности самой справляться с ситуацией.
Все непростые ситуации в жизни клиентки рассматриваются, через призму маминого опыта: а как бы поступила мама; мама смогла бы помочь; мама точно знает, что делать.
При этом обнаруживается много эмоций и жалости к себе, чувство запутанности. Не понимания себя, своих желаний и потребностей, своей идентичности (кто я, чего я хочу). Не умение отстаивать личные границы, нет осознания границ другого человека.
При малейшем отдалении и заявлении на автономию близкого человека клиентка проявляет обиду, злость, агрессию, ревность и отдаляется.
Терапия с клиенткой была построена таким образом, что бы она смогла осознать свои настоящие потребности и переживания и научилась предъявлять их не рискуя стать уязвимой. Понять, кто она и куда движется, кто все остальные в ее жизни. Благодаря этим навыкам нового эмоционального опыта у клиентки начала формироваться более целостная картина мира и своей психологической идентичности. Что существенно продвинуло ее в отношениях со своей дочерью и близкими людьми.
Если вы узнали себя или появилась потребность обсудить сложный опыт в отношениях с близким человек жду вас на консультацию. Мы подберем удобное для вас время. Запись в сообщениях.
Автор: Посадская Наталия Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru