Найти тему
Татарский Мир

Путешествие музейных экспонатов через столетия

В начале ноября 2022 года в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН состоялось открытие новой постоянной экспозиции «Имперский зал: Многонародная Россия», где посетителям среди костюмных комплексов разных народов населявших Российскую империю была представлена и казанская татарка. Для внимательного и интересующего обывателя или исследователя в костюмном комплексе интересна каждая деталь – от полотна дорого муарового шелка, из которого пошита рубаха, тончайших лент, использованных для декора, до позумента, придававшего всему образу основательность и богатство. Несмотря на то, что экспонатам более ста лет, они практически не утратили свою первоначальную красоту –лишь приобрели лёгкий флёр старины.

Часть постоянной экспозиции Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) «Имперский зал: Многонародная Россия»
Часть постоянной экспозиции Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) «Имперский зал: Многонародная Россия»

Однако, при более внимательном рассмотрении, возникает ощущение, что образ тебе знаком. В чём подвох? Оказывается, эти экспонаты были использованы не единожды для знакомства с одеждой казанских татар. Ещё в далеком XIX веке, один из лучших мастеров в книжной графике – Карл Фёдорович Гун принял участие в создании изобразительного ряда для “Этнографического описания народов России” Г.-Т. Паули, опубликованного в 1862г. К вопросу о том: откуда молодой, хоть и очень перспективный художник брал прообразы для своих работ? К примеру, в изображении, подписанном «Tatares de Kazan» / «Казанскiе татары» показаны три фигуры – две женские и одна мужская. При ближайшем рассмотрении, мы начинаем узнавать каждую деталь, которую мы видели в экспозиционном зале, но уже в XXI веке.

Продолжая это расследование, становится понятным, что образы, созданные художником на бумаге, продолжили свою жизнь уже в фарфоровых статуэтках, которые в достаточно большом количестве сохранились в разных музеях нашей необъятной страны. История их создания не менее интересная.

В честь празднования тысячелетия Российской империи на частном заводе Гарднера в с. Вербилки была выпущена серия «Народы России», состоящая из пятидесяти фигур. Прототипом, которых стали именно цветные хромолитографии из описанного выше издания Г.-Т. Паули. И, как и в книге, по татарам было исполнено только три образа. Впоследствии, в 1892 г. Е.Н. Гарднер продает фабрику М.С. Кузнецову вместе с моделями, формами, рисунками, образцами. «Гарднеръ» становится частью «Кузнецовской фарфоровой империи». После 1917г. завод был национализирован, и стал именоваться Дмитровский фарфоровый завод. Несмотря на смену владельцев, на заводе не прекращалось производство фарфоровых кукол из серии «Народности России», вплоть до 30-х гг. ХХ века.

Немного отходя от истории, и переходя уже непосредственно к музейным экспонатам, мы с Вами можем увидеть, что в двух женских скульптурах, как и изображениях показывается девичья одежда и замужней женщины. В первом варианте отображается рубаха, с двумя рядами оборок по нижнему краю. Удлиненные рукава полностью прикрывающие пальцы рук, также декорированы двумя полосами ткани. Данная рубаха, как и другие детали всего комплекса, описанные ниже, хранятся в Кунсткамере. Поверх неё распашной камзол с застежкой каптырма. На груди женское украшение хаситә, под которым находится нагрудник изү. На голове калфак. К волосам крепится накосник тезмә. На ногах туфли с заостренным носком. В связи с тем, что, художник воспроизвёл точно в изображении одежду, включая вид спереди / вид сзади, соответственно и скульптура получилась детально проработанная.

В Государственном историческом музее находится один из вариантов этой скульптуры. В отличие от первого, во втором женском образе, практически не видна одежда. Покрывало полностью скрывает нижний головной убор, прототип которого в Кунсткамере. Художник не отобразил нагрудные украшения, которые не были прорисованы и в фарфоровых куклах. Рубаха, камзол и обувь, за исключением цвета идентичны с первым описываемым образом. В отличие от девичьей скульптуры, сложный узор покрывала замужней женщины, исполненный в фарфоровых куклах, в разные года отличается. К примеру, в ГИМ хранится скульптура, где растительный декор показан детально, в отличие от другого образца, более позднего с упрощённой прорисовкой, передающей лишь отдалённо первоначальный узор в Елагиноостровском дворце-музее русского декоративно-прикладного искусства и интерьера.

Третья скульптура «Казанский татарин» предстаёт в подпоясанной распашной халатообразной одежде из полосатой ткани по типу дҗилән, из-под которой в грудной части угадывается средний слой, также в узкую полоску и отложной воротник рубахи. На голове видна полоса нижнего головного убора түбәтәй, поверх которого располагается шапка в виде цилиндра с плоским верхом из серого каракуля. На ногах ичиги на мягкой подошве с кожаными калошами поверх. Для примера, в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева хранится скульптура казанского татарина.

Вся Россия. Народы России
Вся Россия. Народы России. Скульптуры "Казанские татары"
Вся Россия. Народы России. Скульптуры "Казанские татары"

Возвращаясь к рисованному прототипу, стоит отметить, что художник, воссоздавая костюм, подготовил собирательный образ, целенаправленно для издания Паули. Автор опирался на музейные коллекции, точечные предметы, из которых он включил в изображения, а также на собственный опыт, так как после окончания Академии художеств в 1862г. он побывал в Елабуге и её окрестностях. Путешествуя и знакомясь с природой Вятской и Казанской губерний, он выполнил множество зарисовок деревень, сцен народного быта и традиционных костюмов.

Таким образом, несмотря на то, что в XIX веке традиционный костюмный комплекс был ещё в ходу, уже тогда художники и сотрудники музеев собирали, сохраняли и воссоздавали в музейных коллекциях, на бумаге и в фарфоре классические образцы татарской одежды. И как интересно находить параллели в современных экспозиционных залах, и художественно-этнографических проектах прошлых столетий.

Дина Гатина-Шафикова