В начале ноября 2022 года в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН состоялось открытие новой постоянной экспозиции «Имперский зал: Многонародная Россия», где посетителям среди костюмных комплексов разных народов населявших Российскую империю была представлена и казанская татарка. Для внимательного и интересующего обывателя или исследователя в костюмном комплексе интересна каждая деталь – от полотна дорого муарового шелка, из которого пошита рубаха, тончайших лент, использованных для декора, до позумента, придававшего всему образу основательность и богатство. Несмотря на то, что экспонатам более ста лет, они практически не утратили свою первоначальную красоту –лишь приобрели лёгкий флёр старины.
Однако, при более внимательном рассмотрении, возникает ощущение, что образ тебе знаком. В чём подвох? Оказывается, эти экспонаты были использованы не единожды для знакомства с одеждой казанских татар. Ещё в далеком XIX веке, один из лучших мастеров в книжной графике – Карл Фёдорович Гун принял участие в создании изобразительного ряда для “Этнографического описания народов России” Г.-Т. Паули, опубликованного в 1862г. К вопросу о том: откуда молодой, хоть и очень перспективный художник брал прообразы для своих работ? К примеру, в изображении, подписанном «Tatares de Kazan» / «Казанскiе татары» показаны три фигуры – две женские и одна мужская. При ближайшем рассмотрении, мы начинаем узнавать каждую деталь, которую мы видели в экспозиционном зале, но уже в XXI веке.
Продолжая это расследование, становится понятным, что образы, созданные художником на бумаге, продолжили свою жизнь уже в фарфоровых статуэтках, которые в достаточно большом количестве сохранились в разных музеях нашей необъятной страны. История их создания не менее интересная.
В честь празднования тысячелетия Российской империи на частном заводе Гарднера в с. Вербилки была выпущена серия «Народы России», состоящая из пятидесяти фигур. Прототипом, которых стали именно цветные хромолитографии из описанного выше издания Г.-Т. Паули. И, как и в книге, по татарам было исполнено только три образа. Впоследствии, в 1892 г. Е.Н. Гарднер продает фабрику М.С. Кузнецову вместе с моделями, формами, рисунками, образцами. «Гарднеръ» становится частью «Кузнецовской фарфоровой империи». После 1917г. завод был национализирован, и стал именоваться Дмитровский фарфоровый завод. Несмотря на смену владельцев, на заводе не прекращалось производство фарфоровых кукол из серии «Народности России», вплоть до 30-х гг. ХХ века.
Немного отходя от истории, и переходя уже непосредственно к музейным экспонатам, мы с Вами можем увидеть, что в двух женских скульптурах, как и изображениях показывается девичья одежда и замужней женщины. В первом варианте отображается рубаха, с двумя рядами оборок по нижнему краю. Удлиненные рукава полностью прикрывающие пальцы рук, также декорированы двумя полосами ткани. Данная рубаха, как и другие детали всего комплекса, описанные ниже, хранятся в Кунсткамере. Поверх неё распашной камзол с застежкой каптырма. На груди женское украшение хаситә, под которым находится нагрудник изү. На голове калфак. К волосам крепится накосник тезмә. На ногах туфли с заостренным носком. В связи с тем, что, художник воспроизвёл точно в изображении одежду, включая вид спереди / вид сзади, соответственно и скульптура получилась детально проработанная.
В Государственном историческом музее находится один из вариантов этой скульптуры. В отличие от первого, во втором женском образе, практически не видна одежда. Покрывало полностью скрывает нижний головной убор, прототип которого в Кунсткамере. Художник не отобразил нагрудные украшения, которые не были прорисованы и в фарфоровых куклах. Рубаха, камзол и обувь, за исключением цвета идентичны с первым описываемым образом. В отличие от девичьей скульптуры, сложный узор покрывала замужней женщины, исполненный в фарфоровых куклах, в разные года отличается. К примеру, в ГИМ хранится скульптура, где растительный декор показан детально, в отличие от другого образца, более позднего с упрощённой прорисовкой, передающей лишь отдалённо первоначальный узор в Елагиноостровском дворце-музее русского декоративно-прикладного искусства и интерьера.
Третья скульптура «Казанский татарин» предстаёт в подпоясанной распашной халатообразной одежде из полосатой ткани по типу дҗилән, из-под которой в грудной части угадывается средний слой, также в узкую полоску и отложной воротник рубахи. На голове видна полоса нижнего головного убора түбәтәй, поверх которого располагается шапка в виде цилиндра с плоским верхом из серого каракуля. На ногах ичиги на мягкой подошве с кожаными калошами поверх. Для примера, в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева хранится скульптура казанского татарина.
Возвращаясь к рисованному прототипу, стоит отметить, что художник, воссоздавая костюм, подготовил собирательный образ, целенаправленно для издания Паули. Автор опирался на музейные коллекции, точечные предметы, из которых он включил в изображения, а также на собственный опыт, так как после окончания Академии художеств в 1862г. он побывал в Елабуге и её окрестностях. Путешествуя и знакомясь с природой Вятской и Казанской губерний, он выполнил множество зарисовок деревень, сцен народного быта и традиционных костюмов.
Таким образом, несмотря на то, что в XIX веке традиционный костюмный комплекс был ещё в ходу, уже тогда художники и сотрудники музеев собирали, сохраняли и воссоздавали в музейных коллекциях, на бумаге и в фарфоре классические образцы татарской одежды. И как интересно находить параллели в современных экспозиционных залах, и художественно-этнографических проектах прошлых столетий.