Этот небольшой обзор-пост посвящен 40-летнему юбилею дебютного альбома свердловской группы Nautilus Pompilius "Переезд".
Как уже говорилось в обзоре "Пытка взросления", сойдясь на почве любви к Led Zeppelin, в конце 1982 основателями группы Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким, при помощи ударника Игоря Гончарова, гитариста Андрея Саднова и Андрея Макарова, который выполнял функции звукорежиссера, была сделана первая запись из 7 композиций. На коробке значилось: "Али-Баба и 40 разбойников". Запись разошлась по городу, хотя никто так и не понял - название это группы или записи.
Вскоре группа обрела свое второе название - "Наутилус". Вначале им пользовался только Андрей Макаров, но постепенно к нему привыкли и другие участники группы.
Среди оценивших запись был Александр Пантыкин. Группа Урфин Джюс была местной легендой, и помощь Александра в качестве клавишника и продюсера ценилась очень высоко. Так что, когда к Бутусову и Умецкому присоединились Пантыкин и новый ударник Александр Зарубин, новая группа была готова к записи дебютного альбома.
В июне 1983 альбом "Переезд" был записан, и, распространяясь в качестве самиздата, получил хорошие отзывы местной рок-тусовки. Звукорежиссером этой записи выступил уже Александр "Полковник" Гноевых, который потом будет выполнять эти функции многие годы. Что же касается Пантыкина, то особенно незаменимой его помощь оказалась в создании песни "Ястребиная свадьба".
Мало оцененный поклонниками группы, для меня этот альбом является одним из лучших релизов группы - заводной rock-n-roll с элементами целого ряда других музыкальных стилей, странная витиеватая подростковая поэзия и провинциальный налет наивности в исполнении и аранжировках создают неповторимые звучание и атмосферу. Проходных треков здесь практически нет.
Мои фавориты: "Музыка", "После и снова", "Ястребиная свадьба", "Путь", "Летучий фрегат", "Пессимистия".
Между тем, в 1984 основатели группы, Бутусов и Умецкий, окончили Свердловский архитектурный институт, и стали работать в конструкторских бюро города по распределению. Так закончилась "первая эпоха" Наутилуса, "группы из промобщаги".
Очень жаль, что "Переезд" так мало знаком любителям группы, а сам Бутусов его всегда оценивал невысоко, считая "беспомощным". Да и сама группа после 1985, и до своего роспуска в 1997, никогда с него ничего не исполняла (если только не считать некоторых обращений к материалу на юбилейных концертах в 1993, с участием музыкантов свердловской тусовки).
В первой половине 1990-х альбом был издан официально несколькими лейблами, в качестве бонусов к нему было добавлено 5 композиций с дебютного демо. (Мало кто знает, что двумя оставшимися песнями с той первой записи был почти неразборчивый трек "Чудо", и кавер-версия одной из песен Led Zeppelin). В качестве обложки была выбрана одна из фотографий с фотосессии записавшего альбом состава.
В 1998 DANA Music и в 2002 HUNTER Music, когда группы уже не существовало, переиздали переезд с новой, с куда более оригинальной и стильной обложкой Александра Коротича. (Что интересно, на этих изданиях Саднов в качестве участника записи не указан).
Остается важный вопрос о названии альбома. Как можно заметить при изучении дискографии Наутилуса, названия альбомов группы чаще отражают некое состояние коллектива, так сказать, ее период. В самом деле, на "Переезде" нет не только такой песни, но даже такого слова ни в одной из песен (правда, в финале одной из них вставлен звук проезжающего поезда). Что означает или символизирует это слово - период неопределенности или что-нибудь типа пароля или даже места встречи? Ответа на этот вопрос у меня нет, но, может быть, кто-то из комментаторов выскажет свои предположения?
"Переезд", как и ранние альбомы ДДТ и других советских рок-групп, остается недооцененной современниками и потомками записью. По моему мнению, этот альбом определенно заслуживает внимания.