Найти тему
Истории с Людмилой

Таисия (часть 3)

Девушка обомлела от неожиданности. Она остановилась, смотря на него большими от удивления глазами, перебирая пальцами цветы в руках.

– С чего это вы так решились?

– Девка ты видная, ладная, да здоровая. Женой мне будешь хорошей. У меня всё для будущей семьи подготовлено. Дом я построил, работа у меня стабильная, доход хороший. Тебе ни о чём переживать не придётся. Будешь, как за каменной стеной. Ты подумай два дня, а потом я приду к вам домой, и ты мне скажешь, что решила. Хорошо?

Таисия не успела кивнуть, как Степан уже развернулся и был таков. От удивления она не успела задать какие-то вопросы, например, узнать, почему он решил выбрать именно её, да и не думала она раньше вовсе о нём.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Продолжая пребывать в недоумении, девушка шла по своему направлению к бабушке Татьяне. Когда Тая была уже на месте, то обнаружила удручающую картину, как старуха лежала на кровати, совсем без сил.

– Вы что, и не вставали сегодня? – с заботливым материнским тоном ворчала Тая.

– Не ругайся милая, сил что-то сегодня нет у меня. Вот доживёшь до моих лет, тоже будешь вот так лежать, – оправдывалась старуха, ‒ чай уже не 18, как тебе, чтобы вот так всюду успевать, как ты.

– А сколько же вам бабуля?

‒ 84, – с гордостью ответила та, ‒ чего я только не видела за свою жизнь.

– А моя бабушка дольше прожила лет на 10, поэтому не оправдывайтесь, а вставайте. Надо хоть немного пройтись, о то залежитесь совсем, ‒ Тая вела себя с бабушкой, словно с ребёнком, уверенно приказывая ей то, что нужно делать, словно врач она, – бабушка, а как вас замуж взяли? Как предложение делали?

– Ох, да, когда это было то, ‒ засмеялась старуха, отчасти радуясь, что кто-то интересуется её жизнью.

Она задумалась, вспоминая свою молодость. А между тем Таисия пыталась помочь ей присесть на кровати, чтобы одеть любимые, тёплые носки, которые та уважала за тёплый козий пух.

Бабушка Таня оттолкнула своей слабой рукой Таю, отказываясь от дальнейшей помощи. Она может, и сама ещё нарядиться к обеду. Пока пожилая женщина всё кряхтела и собиралась к столу, Тая уже приготовила кашу, да хлеб маслом намазала и свежий чай заварила.

Усадив старуху за стол, девушка устроилась рядом. Для бабушки был праздник, когда эта энергичная особа приходила к ней в гости, вместе с девушкой она довольно охотно кушала, смотря, как та уплетает. Всё это время бабушка Татьяна вспоминала своего Прохора, который покинул её уж несколько лет назад.

‒ Я уж толком и не помню, как меня звали замуж, только своего жениха я почти не знала. Родители договорились, а я и не была против. Знала, что отец хорошо обо мне позаботится, выгодную партию мне найдёт.

Помню, как впервые я увидела своего Прохора. Ух и парень же был, девки его очень любили, а он на них и не глядел вовсе. Он знатный мастер был. Отец его занимался изготовлением саней, поэтому семья жила, не тужила.

У них скотины полон двор был, да утвари всякой. Тогда кто рукастый был, так жили хорошо. Кроме того, в семье Прохора и работники ещё имелись. Но и моя семья не промах. У отца лавка была, приторговывал он всякими товарами, вот и решили наши отцы, что пора им породниться, поскольку дружили отцы наши с детских лет.

Мать мне сообщила, что замуж меня отдают, я реветь давай. У мамки с папкой то хорошо было, сытно, а там неизвестно как. Но с Прохором жили мы дружно, да ладно. Он дом отстроил высокий, с резными ставнями, правда потом у нас его отобрали, и мы с ним бежали сюда вот, где и сейчас я живу. Было тогда тяжёлое времечко и тот, кто работал, да имел что-то не в почёте стал, кулаками начали называть.

А пришёл мой Проша впервые ко мне с подарком. Это был мишка из дерева выструганный, для меня он старался. Муженёк мне мой с первого дня понравился, да и не обижал меня никогда, только подарки старался делать, да баловать.

Бабушка вся зарделась и порозовела от своих воспоминаний, видно было, что они ей приятные эмоции приносят. Она повернулась на стену, где её Прошенька висел, смотря уверенным и грозным взглядом на обеих дам со своей фотографии. Не похож он был на милого и заботливого человека, но баба Таня врать не станет.

Мать встретила новость о предложении Степана неоднозначно. Она совсем не думала, что дочь так рано может куда-то уйти, ведь если Тая выйдет замуж, то Маргарита останется совсем одна в этом доме. Нет, разве о такой жизни она мечтала.

Она знала, что может быть партия эта была довольно благополучной, так как у Степана было и уважение, и семья у него хорошая, родители учёные и воспитанные, да и живут богато.

Мать Стёпы раньше по курортам ездила, да всё чаще одна, поскольку муженёк её вечно занят работой был, не мог он свой совхоз оставить, поэтому супругу отпускал со спокойным сердцем.

Что же ей делать, Рита и представить не могла, какой совет давать дочери. Жаль, что матери не было в живых. Уж Прасковья Семёновна бы точно дала дельный совет, да подсказала, что им обеим делать. Рита всю жизнь привыкла жить советами матери, теперь, когда её не стало, приходилось всё решать самой, а это было не всегда легко.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

***

Сколько же ягоды в этом году наросло, а вот на этом пригорке она совсем крупная, да ладная, хоть не уходи отсюда, да телегу вызывай, чтобы складывать.

Варенья Тая с матерью наварили уж достаточно, но изобилие ягоды покоя не давало, раз столько уродилось, почему бы и не собрать. Всё за зиму с блинами, да оладушками они съедят.

Таисия и головы не могла поднять, на коленях ползала, да ведро переставляла. Присела разве что платок поправить, а пока отдыхала, увидела столько, что не знала в какую сторону ей отправляться. Она решила поставить ведро немного в сторону, где было много земляники, а сама пошла в другую сторону. Там её словно звали большие грозди с крупной ягодой вокруг высокого муравейника.

Вот странно, подумала Тая, почему такая добротная ягода возле муравьиных куч растёт? Может эти насекомые как-то землю удобряют хорошо. Но вот в прошлом году у них в огороде было так много этих мелких созданий, которые то и гляди всё норовили себе домов понастроить вреди грядок в огороде. И не было хорошего урожая. Наоборот, они словно всё портили, да съедали.

– Доброго дня вам, ‒ услышала она мужской голос рядом с собой, пока жадно собирала большие ягоды в подол платья, – а чего ж вы в ведро то не собираете?

‒ Ой, и вам доброго дня, да я боюсь вот то место потерять, поэтому ведро поставила и пошла в другом направлении. Ягоды столько, что нельзя не собрать, пропадёт ведь, – лицо мужчины было знакомо Таисии. Человек этот несколько раз появлялся в столовой у них, беседуя с директором совхоза о чём-то важном за обедом.

‒ Я вас не напугал? – поинтересовался он, не спеша уходить.

‒ Немного напугали, тут никого не было, как-то вы тихо подошли, – она продолжала стоять, держа подол платья с ягодой в руке.

‒ Я домой шёл, вон моя изба, край крыши видно, если хорошенько присмотреться, – мужчина указал ей путь, который ему предстоит пройти, ‒ а я вас в столовой видел, вы же Тая?

– Откуда вы знаете моё имя? – удивилась девушка, поскольку точно помнит, что с ним она не знакомилась.

‒ Я слышал, как повариха звала вас, а я Ефим, – он подал девушке руку, чтобы поздороваться, ну хорошо, не стану мешать вашему делу, пойду. Меня там ждут.

Тая смотрела вслед этому мужчине, который быстро удалялся от неё, шагая по дороге большими и размашистыми шагами. Это был высокий человек, широкий в плечах, возрастом чуть за 40, но очень крепкий на вид.

Продолжая собирать ягоду, она всё думала, что это за дом там, где граница деревни уже закончилась. Она не ходила туда никогда, да и не интересовалось этим человеком, поэтому не знала, где он там может жить.

В тот день принесла Таисия много ягоды и весь вечер они с матерью перебирали её, да варенье ставили несколько раз в тазы на печь.

‒ Ох и ладные блины будем есть всю зиму, да чай попивать с клубничкой, – рассуждала Рита, ‒ когда этот твой жених обещал прийти?

– Говорил завтра вечером, ‒ Тая посмотрела на реакцию мамы, а та остановила свою работу и внимательно посмотрела на дочь.

– Ну что ты решила доченька?

‒ Думаю выйду. Семья у него хорошая, родителей все уважают, да и сам он неплохой человек.

– Дом добротный построил, ‒ добавила мать, – будешь за ним, как за каменной стеной, а я вот одна останусь.

Уже на последних словах она начала наклонять голову вниз, оставляя всю ягоду на столе, да вытирать подолом своё лицо от слёз. Таисия встала, подошла к матери, чтобы обнять и успокоить её. Не в другую же деревню уходит она, часто приходить станет, да помогать.

‒ Ладно, ладно, всё хорошо, что я враг тебе, что ли? Конечно выходи, если хочешь. А то потом попадётся какой-нибудь непутёвый мужик, как вон у Любки и майся с ним.

На следующий день мать испекла пирог с клубникой, да в печи держала, чтобы он тёпленький был. Они ждали гостя. Степан пришёл ровно в 6 вечера, хотя дел у него не ферме ещё было много, но он сегодня ушёл раньше, чтобы узнать, что решила Таисия.

Гостя усадили за стол, налили ему чаю. Маргарита нервничала, ведь пришёл всё же дочку забирать. Очень уж не хотелось ей расставаться со своей кровиночкой, но делать нечего, не он так другой уведёт.

Степан стал говорить правильные вещи, что обещает любить и уважать свою супругу, заботиться о ней. Сделает всё, чтобы у неё всё было. Она никогда не пожалеет, что за него замуж пошла.

Тая сидела, опустив голову вниз, словно кружку изучала. Она стеснялась своего жениха, боялась голову поднять, да посмотреть внимательно. Только углядела, что глаза у него тёмные, карие, а у неё то голубые были.

Стёпа рассказывал, что свадьбу станут в местной столовой играть, что Маргарита может пригласить, кого пожелает, он всё оплатит. К свадьбе Степан подготовился, так что маменька может не волноваться за расходы.

продолжение следует