- Ильюша, совсем взрослый стал. Променял вас папка на жизнь непутёвую. Вы, Катя, у меня остановитесь, в доме вашем даже ночевать негде, всё вывезли, не на полу же спать. Сергея завтра привезут, дружки его и Любка скрылись куда- то, но ведь вернутся потом. Ещё может и на прощание заявятся, ведь помянуть можно, не пропустят такой случай.
Начало
Нужно там помыть всё, да завтра, после прощания заколотить все двери и окна. Я сейчас внука пошлю, пусть мужиков соберёт, помогут завтра. Там уже решите, что с домом делать, других наследников нет, вы одни. Продавать будете или как, сами решайте. Только в таком виде, как он сейчас, вряд ли продадите, нужно хоть немного дом в порядок привести.
Пойдём, посмотришь, что там делается. Вот тебе забота, одна не справишься, а из меня помощник никакой. Но найду я тебе помощниц, не гоже хозяина из такой грязи провожать. Ох-хо-хо, жизнь наша!
Баба Нюра отправила соседских девчонок по деревне с просьбой о помощи - найти женщин, чтобы помогли убрать в доме. Екатерину помнили, жалели её, видели, как она последнее время с мужем жила. И через небольшое время к дому Кати потянулись местные женщины - с вёдрами, тряпками, даже старый дед Михей со снохой увязался.
- А что! Может и я на что сгожусь! Работы там, поди, непочатый край!
И он оказался прав! Катерина предполагала, что ничего хорошего она в доме не увидит, но такого женщина не ожидала! Все её помощницы тоже стояли на пороге в полном изумлении. Наконец, одна из них сказала:
- Да, бабоньки, всё мы ожидали, но такого... Это ж что за люди здесь жили? Их и людьми-то назвать нельзя. Ну ладно, от того, что мы у порога будем стоять, дом чище не станет, давайте начнём. А ты, дед Михей, давай, что сможешь, выноси на улицу - одежду, что в углу свалена, вон матрац рваный, что осилишь, неси, нам место освобождай. Возьми себе в помощники кого-нибудь, одному трудно будет. Вон, через дорогу, в овражек несите, потом разберёмся.
Катерина отправила Илью на помощь деду Михею. Работа потихоньку двигалась. Засияли чистотой оконные стёкла, разбитое окно вставил внук бабы Нюры. Дед Михей и Илья уже набросали целую кучу ненужного хлама.
- Вот, Катюня, ну и наследство тебе досталось! Царские хоромы! Князья тут жили!
- Таких князей за шиворот и подальше гнать надо было. Лишь бы обратно не вернулись.
- Не должны! Раньше Сергей хозяйничал, всех привечал, а сейчас быстро участкового найдём. Ты, Катя, не переживай, за домом присмотрим всем миром, а там, что решишь. Продавать не торопись, может ещё и самой пригодится. Или приезжай, живи!
- Как же я, дедушка, приеду? У меня работа, не бросишь. Не зря же я училась. Пока не думала об этом, сейчас надо дом в порядок привести, а потом видно будет.
- Тоже верно, думать надо, тут с кондачка не решишь, дело такое! Надо вникнуть, обдумать! А то Илью посели сюда, ему какая разница, где рисовать, а у нас тут красиво. Хоть в одну сторону иди, хоть в другую - везде красота!
- Дедушка, я же портреты пишу! - Илья слушал старика и что-то родное, волнующее разливалось в душе. Идея о доме проскользнула в его голове, задержалась и очень понравилась парню. - Мама, а это надо обдумать! Мне эта идея определённо нравится.
- Вот и я тебе говорю! - дед Михей встал в позу, одной рукой подбоченился, другую к глазам поднёс, как- бы всматриваясь вдаль. - И? Чем я тебе не портрет?
У Ильи зачесались руки! Хотелось немедленно схватить карандаш и сделать набросок старика - так колоритно он стоял.
- Дедушка! Не шевелись, постой так немного!
Илья бросился к сумке, вытащил лист, карандаш и широкими взмахами стал накладывать на бумагу чёткие линии. Через несколько минут появился образ деда Михея, стоящего подбоченившись. Сходство было такое, что женщины, глянувшие через плечо художника, изумлённо ахнули.
- Ну что, можно мне шевелиться- то? Ты, Илюшка, мои годы учти, а то не разогнусь потом в нормальный вид. Так и буду ходить - руки в боки!
- Всё, можно!
Дед Михей подошёл к Илье, взял из его рук лист и в изумлении застыл, глядя на себя со стороны.
- Это что ж? Я, никак? Ну Илья, ну ты удружил! Я ж ещё ого - го, жениться можно! Девки, налетай, вон какой жених пропадает!
- А что, бабоньки? И впрямь, как на картинке! Кто безмужний - налетай, становись в очередь!
- А что эт, безмужние? Может нам тоже такой жених надобен!
- Ой, Ксанка! Да у тебя семеро по лавкам, а ты от своего Степана замуж собралась!
Катерина слушала эту шутливую перебранку и думала, как бы сложилась её жизнь, если бы муж не стал таким? Жили бы себе мирно, хозяйство завели, огород. Катя любила деревенскую жизнь. Теперь её жизнь идёт по другой дороге, но ведь пройдёт время и вот то место, где бы она хотела доживать в старости.
И дед Михей хоть и болтает по-стариковски, но ведь хорошую мысль подал. Почему бы Илье не поселиться здесь? Нужно поговорить с сыном, вон как глаза у него зажглись. Ладно, этот вопрос отложим, ещё Сергея не проводили, а уже размечтались. Катя не чувствовала своей вины за такие мысли.
С Сергеем они давно чужие люди, жаль его, по-человечески жаль! За то, что пустил свою жизнь по ветру, на такие компании и Любаш променял сына. Будет время серьёзно подумать обо всём, а сейчас - дом преображался на глазах, дышал чистотой и теплом, возраждался к жизни. Кто будет здесь жить - вопрос времени. Но Катерина точно знала, что продавать дом не будет...