Возвышающаяся музыкальная фигура XX века, саксофонист Джон Колтрейн изменил параметры джаза за десятилетие своего лидерства. Вначале он был энергичным практиком хард-бопа, добился известности в качестве помощника Майлза Дэвиса, а затем стал лидером в 1957 году, когда он выпустил альбомы Coltrane on Prestige и Blue Train на Blue Note. Колтрейн быстро расширил свои горизонты, став пионером техники, которую критик Айра Гитлер окрестил "листами звука": саксофонист играл на своем теноре шквал нот в пределах нескольких аккордов. В последние дни работы с Дэвисом, а также на первых записях для Atlantic, Колтрейн опирался на эту технику, но по мере развития своей карьеры лидера в начале 60-х годов он также стал лиричнее. Его сладкий, плавный сопрано-сакс выделял
My Favorite Things, что помогло превратить альбом в стандарт после его выхода в 1961 году, но вскоре Колтрейн отошел от признания мейнстрима. Работая с пианистом Маккоем Тайнером, барабанщиком Элвином Джонсом и басистом Джимми Гаррисоном - группа, которая получила название "Классический квартет" - Колтрейн вступил в бесстрашную исследовательскую фазу, явно включив свои духовные поиски в свою экспериментальную музыку. Альбом A Love Supreme, выпущенный на лейбле Impulse! в 1965 году, ознаменовал популярный расцвет этого периода, но Колтрейн продолжал путешествовать по окраинам джаза в последние годы своей жизни, сотрудничая с Арчи Шеппом и Фароа Сандерсом. Рак печени оборвал его жизнь преждевременно: он умер в возрасте 40 лет в 1967 году, всего через десять лет после своей первой пластинки в качестве лидера, но наследие Колтрейна было настолько разнообразным и богатым, что он оставался ориентиром для творчества в джазе в течение десятилетий после своей смерти.
Колтрейн был сыном Джона Р. Колтрейна, портного и музыканта-любителя, и Элис (Блэр) Колтрейн. Через два месяца после его рождения его дед по материнской линии, преподобный Уильям Блэр, получил должность председательствующего старейшины в церкви "A.M.E. Zion" и перевез свою семью, включая младенца-внука, в Хай-Пойнт, Северная Каролина, где Колтрейн и вырос. Вскоре после окончания гимназии в 1939 году умерли его отец, бабушка, дедушка и дядя, и Колтрейн остался воспитываться в семье, состоящей из матери, тети и двоюродного брата. Его мать работала домашней хозяйкой, чтобы содержать семью. В том же году он вступил в общественную группу, в которой играл на кларнете и ми-бемоль
альт-хорне; в средней школе он стал играть на альт-саксофоне. Во время Второй мировой войны мать, тетя и двоюродный брат Колтрейна переехали на север в Нью-Джерси в поисках работы, оставив его с друзьями семьи; в 1943 году, когда он окончил среднюю школу, он тоже отправился на север, поселившись в Филадельфии. В конце концов, семья воссоединилась там.
Занимаясь работой вне музыки, Колтрейн недолго посещал музыкальную школу Орнштейна и учился в студии Граноффа. Он также начал играть в местных клубах. В 1945 году он был призван на службу в военно-морской флот и размещен на Гавайях. Он никогда не участвовал в боевых действиях, но продолжал играть музыку и, фактически, сделал свою первую запись с квартетом других моряков 13 июля 1946 года. Это было исполнение песни Тадда Дамерона "Hot House", она была выпущена в 1993 году на Rhino Records в антологии The Last Giant. Колтрейн был демобилизован летом 1946 года и вернулся в Филадельфию. Осенью того же года он начал играть в оркестре Джо Уэбба. В начале 1947 года он перешел в оркестр Кинга Колакса. В течение года он перешел с альт- на тенор-саксофон. По одним данным, это произошло в результате встречи с альт-саксофонистом Чарли Паркером и ощущения, что более известный музыкант исчерпал возможности этого инструмента; по другим - Колтрейн перешел просто потому, что в следующий раз Колтрейн попал в группу Эдди "Чистоголового" Винсона, который был альтистом, что вынудило Колтрейна играть на теноре. В середине 1948 года он перешел в группу Джимми Хита и оставался с ней, которая превратилась в Howard McGhee All Stars, до начала 1949 года, когда он вернулся в Филадельфию. Осенью того же года он присоединился к биг-бэнду Диззи Гиллеспи и оставался в нем до весны 1951 года, к тому времени группа была сокращена до септета. 1 марта 1951 года он впервые солировал на пластинке во время исполнения песни "We Love to Boogie" с Гиллеспи.
В какой-то момент в этот период Колтрейн стал героиновым наркоманом, что усложнило его трудоустройство. В начале 50-х годов он играл с различными группами, в основном в окрестностях Филадельфии, а следующее важное место работы появилось весной 1954 года, когда Джонни Ходжес, временно покинувший группу Дюка Эллингтона, взял его на работу. Но в сентябре 1954 года он был уволен из-за своей зависимости. Он вернулся в Филадельфию, где играл, когда год спустя его нанял Майлз Дэвис. Его связь с Дэвисом стала большим прорывом, который окончательно утвердил его в качестве важного джазового музыканта. Дэвис, сам бывший наркоман, бросил свою привычку и получил признание на Ньюпортском джазовом фестивале в июле 1955 года, что привело к заключению контракта с Columbia Records и возможности организовать постоянную группу, в которую, помимо него и Колтрейна, входили пианист Ред Гарланд, басист Пол Чемберс и барабанщик "Филли" Джо Джонс. Эта группа сразу же начала активно записываться, и не только из-за контракта с Columbia, но и потому, что Дэвис подписал контракт с крупным лейблом, прежде чем заключить сделку с независимой джазовой компанией Prestige Records, у которой оставалось еще пять альбомов. Дебютный альбом трубача на Columbia, 'Round About Midnight, к записи которого он сразу же приступил, появился только в марте 1957 года. Первые плоды его сотрудничества с Колтрейном появились в апреле 1956 года с выходом альбома The New Miles Davis Quintet (он же Miles), записанного для Prestige 16 ноября 1955 года. В течение 1956 года, помимо записей для Columbia, Дэвис провел две марафонские сессии для Prestige, чтобы выполнить свои обязательства перед лейблом, который выпустил материал в течение определенного периода времени под названиями Cookin' (1957), Relaxin' (1957), Workin' (1958) и Steamin' (1961).
Сотрудничество Колтрейна с Дэвисом положило начало периоду, когда он стал часто записываться в качестве второго музыканта. Возможно, Дэвис пытался прекратить свое сотрудничество с Prestige, но Колтрейн стал появляться на многих сессиях лейбла. После того, как он стал более известен в 60-х годах, Prestige и другие лейблы начали переиздавать эти работы под его именем, как будто он был лидером, и этот процесс продолжается до сих пор. (В 1972 году компания Prestige была приобретена Fantasy Records, и многие записи, в которых участвовал Колтрейн, были переизданы на лейбле Fantasy под названием Original Jazz Classics [OJC])
Летом 1956 года Колтрейн пытался и не смог бросить героин, и в октябре Дэвис уволил его, хотя к концу ноября трубач смирился и принял его обратно. В начале 1957 года Колтрейн официально подписал контракт с Prestige как сольный артист, хотя он оставался в группе Дэвиса, а также продолжал записываться в качестве сайдмена на других лейблах. В апреле Дэвис снова уволил его. Возможно, это дало ему толчок к окончательному отказу от наркотиков, и, освободившись от необходимости играть концерты с Дэвисом, он стал записываться еще чаще. 31 мая 1957 года он наконец дебютировал в качестве лидера, собрав пикап-группу в составе трубача Джонни Сплауна, баритон-саксофониста Сахиба Шихаба, пианистов Мэла Уолдрона и Реда Гарланда (на разных треках), басиста Пола Чемберса и барабанщика Эла "Тути" Хита. Они записали альбом Prestige под простым названием Coltrane, который был выпущен в сентябре 1957 года. (Впоследствии он был переиздан под названием First Trane).
В июне 1957 года Колтрейн присоединился к квартету Телониуса Монка, состоявшему из Монка на фортепиано, Уилбура Уэйра на басу и Шедоу Уилсона на барабанах. В этот период он разработал технику одновременного исполнения нескольких нот, а его соло стали более продолжительными. В августе он записал материал, запоздало выпущенный на альбомах Prestige Lush Life (1960) и The Last Trane (1965), а также материал для альбома John Coltrane with the Red Garland Trio, выпущенного позднее в том же году. (Позже он был переиздан под названием Traneing In.) Но второй альбом Колтрейна, который был записан и выпущен в современное время только под его именем, был записан в сентябре для Blue Note Records. Это был Blue Train, в котором участвовали трубач Ли Морган, тромбонист Кертис Фуллер, пианист Кенни Дрю и
ритм-секция Майлза Дэвиса в составе Чемберса и "Филли" Джо Джонса; он вышел в декабре 1957 года. В том же месяце Колтрейн вновь присоединился к Дэвису, играя в секстете, в котором также участвовал Кэннонбол Эддерли. В январе 1958 года он участвовал в записи альбома Prestige, на котором были записаны композиции, позже выпущенные на альбомах Lush Life, The Last Trane и The Believer (1964). В феврале и марте он записал альбом Дэвиса Milestones, вышедший позднее в 1958 году. Между этими сессиями он записал свой третий альбом, который должен был выйти только под его именем, Soultrane, выпущенный в сентябре на лейбле Prestige. Также в марте 1958 года он записал композиции в качестве лидера, которые позже были выпущены на сборнике "Престиж" Settin' the Pace (1961). В мае он снова записался для Prestige в качестве лидера, но результаты не были услышаны до выхода альбома Black Pearls в 1964 году.
Колтрейн выступал в составе группы Майлза Дэвиса на Ньюпортском джазовом фестивале в июле 1958 года. Выступление группы было записано и выпущено в 1964 году на LP с выступлением Телониуса Монка под названием Miles & Monk at Newport. В 1988 году компания Columbia переиздала этот материал на альбоме под названием Miles & Coltrane. Это выступление вызвало рецензию в ведущем джазовом журнале Down Beat, которая стала ранним признаком различных мнений о Колтрейне, которые будут высказываться на протяжении всей его карьеры и долгое время после его смерти. В рецензии говорилось о его "сердитом теноре", который, по мнению авторов, мешал сплоченности группы Дэвиса. Рецензия привела непосредственно к статье, опубликованной в журнале 16 октября 1958 года, в которой критик Айра Гитлер защищал саксофониста и использовал часто повторяющуюся фразу "листы звука" для описания его игры.
Следующая сессия Колтрейна в качестве лидера группы Prestige состоялась в июле 1958 года, в результате которой были записаны композиции, позже выпущенные на альбомах Standard Coltrane (1962), Stardust (1963) и Bahia (1965). Все эти треки позже были собраны на переиздании под названием The Stardust Session. В декабре 1958 года он провел последнюю сессию для Prestige, записав треки, которые позже были выпущены на альбомах The Believer, Stardust и Bahia. Это завершило его обязательства перед лейблом, и он подписал контракт с Atlantic Records, сделав свою первую запись для своих новых работодателей 15 января 1959 года с сессией, на которой он был записан в паре с вибесистом Милтом Джексоном, хотя она появилась только в 1961 году на LP Bags and Trane. В марте и апреле 1959 года Колтрейн вместе с группой Дэвиса участвовал в записи альбома Kind of Blue. Выпущенный 17 августа 1959 года, этот знаковый альбом, известный своей "модальной" игрой (импровизации, основанные на гаммах или "ладах", а не на аккордах), стал одной из самых продаваемых и самых востребованных записей в истории джаза.
К концу 1959 года Колтрейн записал альбом Giant Steps, который стал его дебютом на Atlantic и вышел в начале 1960 года. Этот альбом, полностью состоящий из композиций Колтрейна, в некотором смысле стал его настоящим дебютом в качестве ведущего джазового исполнителя, несмотря на то, что 33-летний музыкант выпустил три предыдущих сольных альбома и сделал множество других записей. Его следующий альбом Atlantic, Coltrane Jazz, был записан в основном в ноябре и декабре 1959 года и вышел в феврале 1961 года. В апреле 1960 года он окончательно покинул группу Дэвиса и официально начал свою сольную карьеру, начав выступление в нью-йоркской Jazz Gallery в сопровождении пианиста Стива Куна (вскоре его заменил Маккой Тайнер), басиста Стива Дэвиса и барабанщика Пита Ла Рока (позже его заменил Билли Хиггинс, а затем Элвин Джонс). В этот период он все чаще играл на сопрано-саксофоне, а также на теноре.
В октябре 1960 года Колтрейн записал серию сессий для компании Atlantic, в результате которых был создан материал для нескольких альбомов, включая финальный трек, использованный в альбоме Coltrane Jazz, и мелодии, использованные в альбомах My Favorite Things (март 1961), Coltrane Plays the Blues (июль 1962) и Coltrane's Sound (июнь 1964). Его сопрановая версия песни "My Favorite Things" из мюзикла Ричарда Роджерса/Оскара Хаммерстайна II "Звуки музыки" станет его фирменной песней. Зимой 1960-1961 годов басист Реджи Воркман заменил в группе Стива Дэвиса, а саксофонист и флейтист Эрик Долфи постепенно стал членом группы.
После коммерческого успеха альбома "My Favorite Things" звезда Колтрейна взошла, и он был подписан с Atlantic в качестве основного артиста новообразованного лейбла Impulse! хотя в мае он записал последний альбом для Atlantic, Olé (февраль 1962 года). В следующем месяце он записал дебютный альбом для Impulse!, Africa/Brass. К этому времени он часто играл в стиле, который попеременно называли "авангардным", "свободным" или "новой вещью". Как и Орнетт Коулман, он играл бесформенные, на первый взгляд, продолжительные соло, которые одни слушатели находили чрезвычайно впечатляющими, а другие называли шумом. В ноябре 1961 года Джон Тайнан, писавший в Down Beat, назвал игру Колтрейна "антиджазом". Однако в том же месяце Колтрейн записал один из своих самых знаменитых альбомов, Live at the Village Vanguard, пластинку с 16-минутной импровизацией "Chasin' the Trane".
В период с апреля по июнь 1962 года Колтрейн записал свой следующий студийный альбом для Impulse! Работая с продюсером Бобом Тилем, он начал проводить обширные студийные сессии, гораздо больше, чем Impulse! мог выгодно выпустить в то время, особенно с учетом того, что Prestige и Atlantic все еще выпускали свои собственные архивные альбомы. Но материал сослужит лейблу хорошую службу после безвременной смерти саксофониста. Тиле признал, что следующие три альбома Колтрейна, выпущенные Impulse!: Ballads, Duke Ellington and John Coltrane, и John Coltrane with Johnny Hartman (все 1963), были записаны по его указанию, чтобы успокоить критиков более экстремальной игры Колтрейна. Альбом Impressions (1963), составленный из концертных и студийных записей, сделанных в 1962 и 1963 годах, был более представительным, как и альбом 1964 года Live at Birdland, который, несмотря на название, также состоял из концертных и студийных треков. А вот Crescent, также выпущенный в 1964 году, казалось, нашел золотую середину между традиционной и свободной игрой, и был положительно встречен критиками. Эта тенденция продолжилась в альбоме 1965 года A Love Supreme, одном из самых любимых альбомов Колтрейна, который принес ему две номинации на Грэмми - за джазовую композицию и исполнение - и стал его самой продаваемой пластинкой. Также в течение года на лейбле Impulse! были выпущены сборник стандартов The John Coltrane Quartet Plays... и еще один альбом "свободной" игры, Ascension, а также New Thing at Newport, концертный альбом, состоящий из одной стороны Колтрейна, а другой - Арчи Шеппа.
В 1966 году вышли альбомы Kulu Se Mama и Meditations - последние записи Колтрейна, появившиеся при его жизни, хотя он закончил и одобрил выпуск следующего альбома, Expression, в пятницу перед смертью в июле 1967 года. Он умер внезапно от рака печени, поступив в больницу в воскресенье и скончавшись ранним утром следующего дня. Он оставил после себя значительное количество неизданных работ, которые вышли в последующие годы, включая "Live" at the Village Vanguard Again! (1967), Om (1967), Cosmic Music (1968), Selflessness (1969), Transition (1969), Sun Ship (1971), Africa/Brass, Vol. 2 (1974), Interstellar Space (1974) и First Meditations (For Quartet) (1977), все на Impulse!
Сборники и релизы архивных концертных записей принесли ему ряд номинаций на премию "Грэмми", в том числе "Лучшее джазовое исполнение" за альбом The Coltrane Legacy в 1970 году; "Лучшее джазовое исполнение, группа" и "Лучшее джазовое исполнение, солист" за "Giant Steps" с альбома Alternate Takes в 1974 году; и "Лучшее джазовое исполнение, группа" и "Лучшее джазовое исполнение, солист" за Afro Blue Impressions в 1977 году. В 1981 году он получил премию "Грэмми" за лучшее джазовое исполнение, солист, за альбом Bye Bye Blackbird, состоящий из записей, сделанных вживую в Европе в 1962 году, а в 1992 году, через 25 лет после его смерти, ему была вручена премия "Grammy Lifetime Achievement Award".
С тех пор появилось еще больше ранее неизданных материалов, включая открытие живого концерта Монка и Колтрейна в Карнеги-холле и полную версию его концерта 1966 года в Сиэтле "Offering: Live at Temple University. Саксофонист также стал темой нашумевшего фильма режиссера Джона Шейнфельда "В погоне за Трэйном: The John Coltrane Documentary. В 2018 году Impulse! выпустил архивный релиз Both Directions at Once: The Lost Album, документирующий ранее не звучавшую сессию 1963 года. В следующем году вышел еще один неизданный альбом, Blue World, который датируется июньской сессией 1964 года, записанной в промежутке между сессиями Crescent и A Love Supreme.
Джона Колтрейна иногда называют одним из самых влиятельных музыкантов джаза, и, безусловно, есть и другие исполнители, чья игра во многом обязана ему. Возможно, более того, Колтрейн оказывает влияние своим примером, вдохновляя музыкантов экспериментировать, рисковать и посвящать себя своему ремеслу. Споры вокруг его творчества никогда не утихали, но отчасти благодаря этому его имя продолжает жить, а его записи остаются доступными и часто переиздаются.
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!