Найти тему

John Coltrane Big Biography

John Coltrane
John Coltrane

Возвышающаяся музыкальная фигура XX века, саксофонист Джон Колтрейн изменил параметры джаза за десятилетие своего лидерства. Вначале он был энергичным практиком хард-бопа, добился известности в качестве помощника Майлза Дэвиса, а затем стал лидером в 1957 году, когда он выпустил альбомы Coltrane on Prestige и Blue Train на Blue Note. Колтрейн быстро расширил свои горизонты, став пионером техники, которую критик Айра Гитлер окрестил "листами звука": саксофонист играл на своем теноре шквал нот в пределах нескольких аккордов. В последние дни работы с Дэвисом, а также на первых записях для Atlantic, Колтрейн опирался на эту технику, но по мере развития своей карьеры лидера в начале 60-х годов он также стал лиричнее. Его сладкий, плавный сопрано-сакс выделял
My Favorite Things, что помогло превратить альбом в стандарт после его выхода в 1961 году, но вскоре Колтрейн отошел от признания мейнстрима. Работая с пианистом Маккоем Тайнером, барабанщиком Элвином Джонсом и басистом Джимми Гаррисоном - группа, которая получила название "Классический квартет" - Колтрейн вступил в бесстрашную исследовательскую фазу, явно включив свои духовные поиски в свою экспериментальную музыку. Альбом A Love Supreme, выпущенный на лейбле Impulse! в 1965 году, ознаменовал популярный расцвет этого периода, но Колтрейн продолжал путешествовать по окраинам джаза в последние годы своей жизни, сотрудничая с Арчи Шеппом и Фароа Сандерсом. Рак печени оборвал его жизнь преждевременно: он умер в возрасте 40 лет в 1967 году, всего через десять лет после своей первой пластинки в качестве лидера, но наследие Колтрейна было настолько разнообразным и богатым, что он оставался ориентиром для творчества в джазе в течение десятилетий после своей смерти.

John Coltrane - Coltrane
John Coltrane - Coltrane

Колтрейн был сыном Джона Р. Колтрейна, портного и музыканта-любителя, и Элис (Блэр) Колтрейн. Через два месяца после его рождения его дед по материнской линии, преподобный Уильям Блэр, получил должность председательствующего старейшины в церкви "A.M.E. Zion" и перевез свою семью, включая младенца-внука, в Хай-Пойнт, Северная Каролина, где Колтрейн и вырос. Вскоре после окончания гимназии в 1939 году умерли его отец, бабушка, дедушка и дядя, и Колтрейн остался воспитываться в семье, состоящей из матери, тети и двоюродного брата. Его мать работала домашней хозяйкой, чтобы содержать семью. В том же году он вступил в общественную группу, в которой играл на кларнете и ми-бемоль
альт-хорне; в средней школе он стал играть на альт-саксофоне. Во время Второй мировой войны мать, тетя и двоюродный брат Колтрейна переехали на север в Нью-Джерси в поисках работы, оставив его с друзьями семьи; в 1943 году, когда он окончил среднюю школу, он тоже отправился на север, поселившись в Филадельфии. В конце концов, семья воссоединилась там.

John Coltrane
John Coltrane

Занимаясь работой вне музыки, Колтрейн недолго посещал музыкальную школу Орнштейна и учился в студии Граноффа. Он также начал играть в местных клубах. В 1945 году он был призван на службу в военно-морской флот и размещен на Гавайях. Он никогда не участвовал в боевых действиях, но продолжал играть музыку и, фактически, сделал свою первую запись с квартетом других моряков 13 июля 1946 года. Это было исполнение песни Тадда Дамерона "Hot House", она была выпущена в 1993 году на Rhino Records в антологии The Last Giant. Колтрейн был демобилизован летом 1946 года и вернулся в Филадельфию. Осенью того же года он начал играть в оркестре Джо Уэбба. В начале 1947 года он перешел в оркестр Кинга Колакса. В течение года он перешел с альт- на тенор-саксофон. По одним данным, это произошло в результате встречи с альт-саксофонистом Чарли Паркером и ощущения, что более известный музыкант исчерпал возможности этого инструмента; по другим - Колтрейн перешел просто потому, что в следующий раз Колтрейн попал в группу Эдди "Чистоголового" Винсона, который был альтистом, что вынудило Колтрейна играть на теноре. В середине 1948 года он перешел в группу Джимми Хита и оставался с ней, которая превратилась в Howard McGhee All Stars, до начала 1949 года, когда он вернулся в Филадельфию. Осенью того же года он присоединился к биг-бэнду Диззи Гиллеспи и оставался в нем до весны 1951 года, к тому времени группа была сокращена до септета. 1 марта 1951 года он впервые солировал на пластинке во время исполнения песни "We Love to Boogie" с Гиллеспи.

В какой-то момент в этот период Колтрейн стал героиновым наркоманом, что усложнило его трудоустройство. В начале 50-х годов он играл с различными группами, в основном в окрестностях Филадельфии, а следующее важное место работы появилось весной 1954 года, когда Джонни Ходжес, временно покинувший группу Дюка Эллингтона, взял его на работу. Но в сентябре 1954 года он был уволен из-за своей зависимости. Он вернулся в Филадельфию, где играл, когда год спустя его нанял Майлз Дэвис. Его связь с Дэвисом стала большим прорывом, который окончательно утвердил его в качестве важного джазового музыканта. Дэвис, сам бывший наркоман, бросил свою привычку и получил признание на Ньюпортском джазовом фестивале в июле 1955 года, что привело к заключению контракта с Columbia Records и возможности организовать постоянную группу, в которую, помимо него и Колтрейна, входили пианист Ред Гарланд, басист Пол Чемберс и барабанщик "Филли" Джо Джонс. Эта группа сразу же начала активно записываться, и не только из-за контракта с Columbia, но и потому, что Дэвис подписал контракт с крупным лейблом, прежде чем заключить сделку с независимой джазовой компанией Prestige Records, у которой оставалось еще пять альбомов. Дебютный альбом трубача на Columbia, 'Round About Midnight, к записи которого он сразу же приступил, появился только в марте 1957 года. Первые плоды его сотрудничества с Колтрейном появились в апреле 1956 года с выходом альбома The New Miles Davis Quintet (он же Miles), записанного для Prestige 16 ноября 1955 года. В течение 1956 года, помимо записей для Columbia, Дэвис провел две марафонские сессии для Prestige, чтобы выполнить свои обязательства перед лейблом, который выпустил материал в течение определенного периода времени под названиями Cookin' (1957), Relaxin' (1957), Workin' (1958) и Steamin' (1961).

Miles Davis - 'Round About Midnight
Miles Davis - 'Round About Midnight

Сотрудничество Колтрейна с Дэвисом положило начало периоду, когда он стал часто записываться в качестве второго музыканта. Возможно, Дэвис пытался прекратить свое сотрудничество с Prestige, но Колтрейн стал появляться на многих сессиях лейбла. После того, как он стал более известен в 60-х годах, Prestige и другие лейблы начали переиздавать эти работы под его именем, как будто он был лидером, и этот процесс продолжается до сих пор. (В 1972 году компания Prestige была приобретена Fantasy Records, и многие записи, в которых участвовал Колтрейн, были переизданы на лейбле Fantasy под названием Original Jazz Classics [OJC])

John Coltrane
John Coltrane

Летом 1956 года Колтрейн пытался и не смог бросить героин, и в октябре Дэвис уволил его, хотя к концу ноября трубач смирился и принял его обратно. В начале 1957 года Колтрейн официально подписал контракт с Prestige как сольный артист, хотя он оставался в группе Дэвиса, а также продолжал записываться в качестве сайдмена на других лейблах. В апреле Дэвис снова уволил его. Возможно, это дало ему толчок к окончательному отказу от наркотиков, и, освободившись от необходимости играть концерты с Дэвисом, он стал записываться еще чаще. 31 мая 1957 года он наконец дебютировал в качестве лидера, собрав пикап-группу в составе трубача Джонни Сплауна, баритон-саксофониста Сахиба Шихаба, пианистов Мэла Уолдрона и Реда Гарланда (на разных треках), басиста Пола Чемберса и барабанщика Эла "Тути" Хита. Они записали альбом Prestige под простым названием Coltrane, который был выпущен в сентябре 1957 года. (Впоследствии он был переиздан под названием First Trane).

John Coltrane
John Coltrane

В июне 1957 года Колтрейн присоединился к квартету Телониуса Монка, состоявшему из Монка на фортепиано, Уилбура Уэйра на басу и Шедоу Уилсона на барабанах. В этот период он разработал технику одновременного исполнения нескольких нот, а его соло стали более продолжительными. В августе он записал материал, запоздало выпущенный на альбомах Prestige Lush Life (1960) и The Last Trane (1965), а также материал для альбома John Coltrane with the Red Garland Trio, выпущенного позднее в том же году. (Позже он был переиздан под названием Traneing In.) Но второй альбом Колтрейна, который был записан и выпущен в современное время только под его именем, был записан в сентябре для Blue Note Records. Это был Blue Train, в котором участвовали трубач Ли Морган, тромбонист Кертис Фуллер, пианист Кенни Дрю и
ритм-секция Майлза Дэвиса в составе Чемберса и "Филли" Джо Джонса; он вышел в декабре 1957 года. В том же месяце Колтрейн вновь присоединился к Дэвису, играя в секстете, в котором также участвовал Кэннонбол Эддерли. В январе 1958 года он участвовал в записи альбома Prestige, на котором были записаны композиции, позже выпущенные на альбомах Lush Life, The Last Trane и The Believer (1964). В феврале и марте он записал альбом Дэвиса Milestones, вышедший позднее в 1958 году. Между этими сессиями он записал свой третий альбом, который должен был выйти только под его именем, Soultrane, выпущенный в сентябре на лейбле Prestige. Также в марте 1958 года он записал композиции в качестве лидера, которые позже были выпущены на сборнике "Престиж" Settin' the Pace (1961). В мае он снова записался для Prestige в качестве лидера, но результаты не были услышаны до выхода альбома Black Pearls в 1964 году.

Колтрейн выступал в составе группы Майлза Дэвиса на Ньюпортском джазовом фестивале в июле 1958 года. Выступление группы было записано и выпущено в 1964 году на LP с выступлением Телониуса Монка под названием Miles & Monk at Newport. В 1988 году компания Columbia переиздала этот материал на альбоме под названием Miles & Coltrane. Это выступление вызвало рецензию в ведущем джазовом журнале Down Beat, которая стала ранним признаком различных мнений о Колтрейне, которые будут высказываться на протяжении всей его карьеры и долгое время после его смерти. В рецензии говорилось о его "сердитом теноре", который, по мнению авторов, мешал сплоченности группы Дэвиса. Рецензия привела непосредственно к статье, опубликованной в журнале 16 октября 1958 года, в которой критик Айра Гитлер защищал саксофониста и использовал часто повторяющуюся фразу "листы звука" для описания его игры.

Следующая сессия Колтрейна в качестве лидера группы Prestige состоялась в июле 1958 года, в результате которой были записаны композиции, позже выпущенные на альбомах Standard Coltrane (1962), Stardust (1963) и Bahia (1965). Все эти треки позже были собраны на переиздании под названием The Stardust Session. В декабре 1958 года он провел последнюю сессию для Prestige, записав треки, которые позже были выпущены на альбомах The Believer, Stardust и Bahia. Это завершило его обязательства перед лейблом, и он подписал контракт с Atlantic Records, сделав свою первую запись для своих новых работодателей 15 января 1959 года с сессией, на которой он был записан в паре с вибесистом Милтом Джексоном, хотя она появилась только в 1961 году на LP Bags and Trane. В марте и апреле 1959 года Колтрейн вместе с группой Дэвиса участвовал в записи альбома Kind of Blue. Выпущенный 17 августа 1959 года, этот знаковый альбом, известный своей "модальной" игрой (импровизации, основанные на гаммах или "ладах", а не на аккордах), стал одной из самых продаваемых и самых востребованных записей в истории джаза.

К концу 1959 года Колтрейн записал альбом Giant Steps, который стал его дебютом на Atlantic и вышел в начале 1960 года. Этот альбом, полностью состоящий из композиций Колтрейна, в некотором смысле стал его настоящим дебютом в качестве ведущего джазового исполнителя, несмотря на то, что 33-летний музыкант выпустил три предыдущих сольных альбома и сделал множество других записей. Его следующий альбом Atlantic, Coltrane Jazz, был записан в основном в ноябре и декабре 1959 года и вышел в феврале 1961 года. В апреле 1960 года он окончательно покинул группу Дэвиса и официально начал свою сольную карьеру, начав выступление в нью-йоркской Jazz Gallery в сопровождении пианиста Стива Куна (вскоре его заменил Маккой Тайнер), басиста Стива Дэвиса и барабанщика Пита Ла Рока (позже его заменил Билли Хиггинс, а затем Элвин Джонс). В этот период он все чаще играл на сопрано-саксофоне, а также на теноре.

В октябре 1960 года Колтрейн записал серию сессий для компании Atlantic, в результате которых был создан материал для нескольких альбомов, включая финальный трек, использованный в альбоме Coltrane Jazz, и мелодии, использованные в альбомах My Favorite Things (март 1961), Coltrane Plays the Blues (июль 1962) и Coltrane's Sound (июнь 1964). Его сопрановая версия песни "My Favorite Things" из мюзикла Ричарда Роджерса/Оскара Хаммерстайна II "Звуки музыки" станет его фирменной песней. Зимой 1960-1961 годов басист Реджи Воркман заменил в группе Стива Дэвиса, а саксофонист и флейтист Эрик Долфи постепенно стал членом группы.

После коммерческого успеха альбома "My Favorite Things" звезда Колтрейна взошла, и он был подписан с Atlantic в качестве основного артиста новообразованного лейбла Impulse! хотя в мае он записал последний альбом для Atlantic, Olé (февраль 1962 года). В следующем месяце он записал дебютный альбом для Impulse!, Africa/Brass. К этому времени он часто играл в стиле, который попеременно называли "авангардным", "свободным" или "новой вещью". Как и Орнетт Коулман, он играл бесформенные, на первый взгляд, продолжительные соло, которые одни слушатели находили чрезвычайно впечатляющими, а другие называли шумом. В ноябре 1961 года Джон Тайнан, писавший в Down Beat, назвал игру Колтрейна "антиджазом". Однако в том же месяце Колтрейн записал один из своих самых знаменитых альбомов, Live at the Village Vanguard, пластинку с 16-минутной импровизацией "Chasin' the Trane".

В период с апреля по июнь 1962 года Колтрейн записал свой следующий студийный альбом для Impulse! Работая с продюсером Бобом Тилем, он начал проводить обширные студийные сессии, гораздо больше, чем Impulse! мог выгодно выпустить в то время, особенно с учетом того, что Prestige и Atlantic все еще выпускали свои собственные архивные альбомы. Но материал сослужит лейблу хорошую службу после безвременной смерти саксофониста. Тиле признал, что следующие три альбома Колтрейна, выпущенные Impulse!: Ballads, Duke Ellington and John Coltrane, и John Coltrane with Johnny Hartman (все 1963), были записаны по его указанию, чтобы успокоить критиков более экстремальной игры Колтрейна. Альбом Impressions (1963), составленный из концертных и студийных записей, сделанных в 1962 и 1963 годах, был более представительным, как и альбом 1964 года Live at Birdland, который, несмотря на название, также состоял из концертных и студийных треков. А вот Crescent, также выпущенный в 1964 году, казалось, нашел золотую середину между традиционной и свободной игрой, и был положительно встречен критиками. Эта тенденция продолжилась в альбоме 1965 года A Love Supreme, одном из самых любимых альбомов Колтрейна, который принес ему две номинации на Грэмми - за джазовую композицию и исполнение - и стал его самой продаваемой пластинкой. Также в течение года на лейбле Impulse! были выпущены сборник стандартов The John Coltrane Quartet Plays... и еще один альбом "свободной" игры, Ascension, а также New Thing at Newport, концертный альбом, состоящий из одной стороны Колтрейна, а другой - Арчи Шеппа.

В 1966 году вышли альбомы Kulu Se Mama и Meditations - последние записи Колтрейна, появившиеся при его жизни, хотя он закончил и одобрил выпуск следующего альбома, Expression, в пятницу перед смертью в июле 1967 года. Он умер внезапно от рака печени, поступив в больницу в воскресенье и скончавшись ранним утром следующего дня. Он оставил после себя значительное количество неизданных работ, которые вышли в последующие годы, включая "Live" at the Village Vanguard Again! (1967), Om (1967), Cosmic Music (1968), Selflessness (1969), Transition (1969), Sun Ship (1971), Africa/Brass, Vol. 2 (1974), Interstellar Space (1974) и First Meditations (For Quartet) (1977), все на Impulse!

Сборники и релизы архивных концертных записей принесли ему ряд номинаций на премию "Грэмми", в том числе "Лучшее джазовое исполнение" за альбом The Coltrane Legacy в 1970 году; "Лучшее джазовое исполнение, группа" и "Лучшее джазовое исполнение, солист" за "Giant Steps" с альбома Alternate Takes в 1974 году; и "Лучшее джазовое исполнение, группа" и "Лучшее джазовое исполнение, солист" за Afro Blue Impressions в 1977 году. В 1981 году он получил премию "Грэмми" за лучшее джазовое исполнение, солист, за альбом Bye Bye Blackbird, состоящий из записей, сделанных вживую в Европе в 1962 году, а в 1992 году, через 25 лет после его смерти, ему была вручена премия "Grammy Lifetime Achievement Award".

Jazzlore: Countdown, Vol. 24 John Coltrane
Jazzlore: Countdown, Vol. 24 John Coltrane

С тех пор появилось еще больше ранее неизданных материалов, включая открытие живого концерта Монка и Колтрейна в Карнеги-холле и полную версию его концерта 1966 года в Сиэтле "Offering: Live at Temple University. Саксофонист также стал темой нашумевшего фильма режиссера Джона Шейнфельда "В погоне за Трэйном: The John Coltrane Documentary. В 2018 году Impulse! выпустил архивный релиз Both Directions at Once: The Lost Album, документирующий ранее не звучавшую сессию 1963 года. В следующем году вышел еще один неизданный альбом, Blue World, который датируется июньской сессией 1964 года, записанной в промежутке между сессиями Crescent и A Love Supreme.

Джона Колтрейна иногда называют одним из самых влиятельных музыкантов джаза, и, безусловно, есть и другие исполнители, чья игра во многом обязана ему. Возможно, более того, Колтрейн оказывает влияние своим примером, вдохновляя музыкантов экспериментировать, рисковать и посвящать себя своему ремеслу. Споры вокруг его творчества никогда не утихали, но отчасти благодаря этому его имя продолжает жить, а его записи остаются доступными и часто переиздаются.

Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!