Найти тему
Русский мотоцикл

Почему на Днепре не работает центрифуга и что с этим делать.

Здорова, народ!

Опытные люди скажут: "Как почему? Потому, что очистка масла данным устройством эффективна лишь на высоких оборотах. А рабочий диапазон оппозитов, как правило, - до середины тахометра."

Указанное утверждение, безусловно, является верным. Но не все так просто.

При разборке мотора я обратил внимание, что центрифуга практически чистая (на видео я это показывал). Вся грязь скопилась в ловушках коленчатого вала. И произошло это вовсе не по причине "пенсионерского" стиля езды владельца мотоцикла. Дело в том, что центрифуга в моем случае (а также на многих других двигателях Днепр) не работала вообще.

-2

По чертежу понятно, что центрифуга разделена экраном на 2 полости. Из насоса, через систему каналов, масло попадает в первую полость, проходит через расположенное в средней части экрана отверстие во вторую, и устремляется в коленчатый вал. В процессе этого, под действием центробежной силы, механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам центрифуги. Там они образуют плотный осадок и ожидают, пока оппрозитчик их не уберет.

Отверстие расположено в средней части экрана не случайно. В случае выполнения его в крайнем от центра центрифуги месте, грязь будет не осаждаться, а смываться потоком масла. Для того, чтобы это не происходило, в передней части корпуса выполнена специальная "ступенька". Экран, под воздействием давления масла, прижимается к ней и, тем самым, препятствует поступлению отсепарированных частиц внутрь второй полости центрифуги. Безусловно, некоторая часть взвеси все равно туда просачивается. Там она также частично отфильтровывается. То, с чем центрифуга не справилась, отправляется в коленчатый вал.

Эффективность работы центрифуги зависит от качества выполнения сопряжения ее крышки и экрана. Если маслу удается просочится в щель между ними, оно, попутно, смоет и то, что туда попало в результате сепарации. Полагаю, по этой причине на первоначальном этапе работы двигателя центрифуга масло не особо очищает. Она начинает более или менее работать лишь после того, как зазор между экраном и крышкой полностью забивается грязью.

Так почему осмотренная мной центрифуга не была забита отфильтрованными из масла частицами? А потому, что при проточке крышки никто не позаботился о плотном прилегании к ней экрана. Проточку под экран выполнили, а вот делать так, чтобы ребра жесткости крышки находились с ней в одной плоскости, не стали.

-3
Следы на экране - от ребер жесткости крышки, к которым он прижимался
Следы на экране - от ребер жесткости крышки, к которым он прижимался

В результате между экраном и крышкой имелся огромный зазор. Как следствие, грязь отбрасывалась к внешнему краю корпуса центрифуги, смывалась оттуда потоком масла и благополучно устремлялась в коленчатый вал.

Вылечил указанный недостаток я достаточно просто. Токарь проточил ребра жесткости крышки таким образом, чтобы они не мешали экрану плотно к ней прижиматься.

-5

Забегая вперед хочу отметить то, что в результате произведенной доработки центрифуга масло очищать будет. Но не настолько качественно, насколько это требуется. Грязь все равно, хоть и в меньшем количестве, будет попадать между вкладышами и шатунными шейками коленчатого вала. И те, и другие, естественно, будут достаточно быстро изнашиваться. Чтобы этого избежать требуется установка бумажного фильтра. Где, как и какого именно - в следующих публикациях.

Все добра!